Концессионные соглашения с московскими аэропортами могут заключить в 2017 году

Еще не определен источник возврата инвестиций и нет механизма господдержки
Пассажиропоток в московских аэропортах недостаточно вырос для того, чтобы создавать концессии/ А. Махонин/ Ведомости

Концессионные соглашения с московскими аэропортами для развития аэродромной инфраструктуры (принадлежит государству и сдается аэропортам в аренду) вряд ли будут подписаны раньше чем через год, считает начальник управления АНО «Дирекция Московского транспортного узла» Евгений Глумов. Об этом он сказал в среду на заседании подкомиссии по авиационным перевозкам Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

Подписание концессионных соглашений вместо аренды (концессия позволяет инвестировать в объекты) ожидалось еще в 2014 г. Об этом, в частности, говорил совладелец «Внуково» Виталий Ванцев. Предполагается, что в рамках соглашений в каждом московском аэропорту будут реконструированы и построены новые объекты, включая взлетно-посадочные полосы. В общей сложности для проектов потребуется более 180 млрд руб. (см. врез).

Одна из основных причин задержки – не определен источник возврата инвестиций, объясняет Глумов. В 2014 г. базовым вариантом был возврат за счет доходов аэропортов от авиационной деятельности, но из-за кризиса и закредитованности эти возможности ощутимо сократились. В настоящее время Минтранс разрабатывает альтернативные механизмы финансирования. В том числе за счет доходов не только от авиационных услуг, но и от сопутствующей деятельности аэропортов, говорит Глумов. Но против сами аэропорты (об этом представители аэропортов говорили на совещании в РСПП). Они утверждают, что по сопутствующим направлениям бизнеса у них также велика долговая загрузка, и настаивают на господдержке.

Сколько нужно денег

Предварительная стоимость инвестпроекта развития аэродромной инфраструктуры в «Домодедово» – около 114 млрд руб., «Шереметьево» – 58,6 млрд руб., «Внуково» – почти 9 млрд руб. Но это в ценах 2013–2014 гг., итоговые цифры могут оказаться выше на 10–15% из-за инфляции, замечает Глумов.

«Долг «Шереметьево» – 6 EBITDA, мы не в состоянии больше занимать в банках», – сказал на заседании директор дирекции финансового анализа «Шереметьево» Алексей Подгорный. Заместители гендиректора «Внуково» Наталья Белявская и «Домодедово» Алексей Раевский подтвердили, что без помощи государства концессионные соглашения нереализуемы.

Неопределенность в вопросе, каким может быть механизм господдержки, – как раз вторая причина, из-за которой подписание соглашений задерживается, продолжает Глумов. Вариантов несколько: средства фонда национального благосостояния (ФНБ), госгарантии, субсидирование процентных ставок и проч., перечисляет он. Решений по выделению средств из ФНБ пока нет, к тому же это заемные средства с привязкой к инфляции, а она сильно выросла и ставки мало подходят для реализации крупных инфраструктурных проектов, замечает Глумов. Сами аэропорты просят о господдержке на безвозвратной основе, добавляет он.

И третья причина – формальная. Для подписания соглашений концессии необходимо провести консолидацию активов каждого аэропорта, говорит Глумов. Это уже сделано в отношении «Домодедово» (так называемая техническая консолидация), а консолидация активов «Внуково» завершится к маю 2016 г., «Шереметьево» – к сентябрю, напоминает он.

«Основным приоритетным условием развития транспортной инфраструктуры является достижение заявленных пассажиро- и грузопотока в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Вместе с тем с учетом текущих макроэкономических условий требуется подтверждение заявленного пассажиропотока Московского авиационного узла», – объясняет задержку с подписанием концессионных соглашений представитель Минэкономразвития. Кроме того, остаются неурегулированными вопросы, связанные с объемом и структурой финансирования, налоговыми льготами, добавляет он.

Для концессионных соглашений в сфере аэродромной инфраструктуры нужны длинные и дешевые деньги, а таких ресурсов у государства из-за кризиса сегодня нет, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Кроме того, в столичных аэропортах (кроме «Внуково») перестал расти пассажиропоток, а в 2016 г. не исключено его снижение. За 10 месяцев пассажиропоток вырос во «Внуково» на 32% до 14,3 млн человек. Пассажиропоток в «Шереметьево» сократился на 0,6% до 26,7 млн человек, в «Домодедово» – на 6,9% до 26,7 млн человек. Неудивительно, что ситуация вокруг концессионных соглашений, рассчитанных, напротив, на рост пассажиропотока, перешла в вялотекущее обсуждение, резюмирует он.