«Магнит» не выполнил план продаж из-за последних двух недель 2015 года

Выручка крупнейшего ритейлера выросла на 24,3% за год
Е. Разумный/ Ведомости

Рост продаж крупнейшей российской розничной компании «Магнит» за 2015 г. недотянул до прогноза менеджмента из-за резкого замедления оборотов к концу года, свидетельствуют предварительные операционные результаты ритейлера.

За весь год выручка «Магнита» выросла на 24,27% до 947,8 млрд руб., ранее топ-менеджмент ритейлера ориентировал инвесторов на рост показателя примерно на 25-26%. Резкое замедление роста продаж стало заметно осенью: в ноябре выручка сети год к году выросла на 16,95%, хотя в первые месяцы 2015 г. рост выручки превышал 30%, а первоначальный прогноз роста продаж на 2015 г. составлял 28-32%. Это значило, что годовой оборот «Магнита» мог превысить 1 тлрн руб. по верхней границе диапазона.

Декабрьская выручка краснодарской компании выросла лишь на 16,68% год к году. Выручка основного формата сети - магазинов у дома «Магнит» - выросла в декабре на 14,72% год к году до 71,9 млрд руб. (+15,81% в ноябре 2015 г.).

«Магнит» первым среди крупнейших российских ритейлеров раскрыл результаты продаж 2015 г., его конкуренты будут отчитываться в течение квартала.

Первые две недели декабря продажи шли очень хорошо, резкое замедление пришлось именно на предновогодние последние две недели года, пояснил «Ведомостям» финдиректор «Магнита» Хачатур Помбухчан. «Под новый год люди меньше тратили [чем в 2014 г. - «Ведомости»], такое ощущение, что покупали только самое необходимое», - сказал он. По его словам, компания сейчас анализирует причины, среди них может быть высокая база конца 2014 г., когда из-за девальвации многие потребители закупали товары впрок.

Дочерние перестановки

С 11 января досрочно прекращены полномочия гендиректора операционной «дочки» Магнита» - компании «Тандер» Владимира Гордейчука, говорится в сообщении «Магнита». Вместо него гендиректором «Тандера» назначен Александр Барсуков, который входит в состав правления «Магнита». Гордейчук руководил «Тандером» с 2007 г., по данным «СПАРК-Интерфакс».

Эффект высокой базы может быть одной из причин, отмечает Елена Журонова из JPMorgan: в декабре 2014 г. выручка «Магнита» росла на внушительные 37,3% год году, в ноябре 2014 - на 33,2%. Выручка сопоставимых магазинов «Магнит» в IV квартале 2015 г. не росла (-0,1%), средний чек в сопоставимых магазинах вырос на 2,1% при падении трафика на столько же. «Такие результаты сопоставимых продаж, на наш взгляд, говорят о том, что «Магнит» пострадал от усиливающегося сокращения покупательной способности и сокращения потребления, а не от конкуренции», - пишет Журонова.

Представитель основного конкурента «Магнита», X5 Retail Group, говорил в конце 2015 г. «Ведомостям», что покупатели переключаются на эконом-сегмент «магазинов у дома», выбирают товары более дешевые и вообще стали внимательнее смотреть на ценник.

Рынок в целом предполагал, что декабрьские результаты «Магнита» могут не достичь запланированных темпов роста - расписки ритейлера заметно дешевели еще в конце 2015 г., напоминает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. «Это говорит о том, что на продовольственном рынке сохраняется сложная ситуация: прогнозировать его динамику трудно даже крупнейшим игрокам из-за дальнейшего ухудшения положения потребителей и обострения конкуренции», - отмечает Колупаева.

«Магнит» - как индикатор состояния современных форматов розничной торговли в регионах и малых городах, продолжает она: его конкуренты, в частности Х5, больше сосредоточены в центральном и северо-западном регионах. При улучшении ситуации в российской экономике «Магнит» может почувствовать ускорение темпов роста продаж, добавляет Колупаева.

Многие крупные продовольственные ритейлеры в 2015 г. либо решили не давать рынку ориентиров по росту своих продаж, как X5 Retail Group, либо предупреждали инвесторов о высокой неопределённости и макроэкономических рисках, напоминает Колупаева.

По данным консенсус-прогноза Bloomberg, по итогам 2016 г. выручка «Магнита» может замедлить прирост до 20,7%. Продажи X5 по итогам 2015 г., согласно консенсусу Bloomberg, могут вырасти на 27,3%, а в 2016 г. - замедлиться до 20%.

По словам Помбухчана, «Магнит» планирует дать прогноз роста выручки и сети на 2016 г. в конце января, когда будут опубликованы неаудированные результаты по МСФО.