Статья опубликована в № 3995 от 18.01.2016 под заголовком: Как повысить спрос на алюминий

UC Rusal добивается увеличения продаж алюминия

Холдинг нашел, какие отрасли могли бы потреблять больше металла
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

В 2015 г. алюминий на Лондонской бирже металлов (LME) подешевел на 16,8% до $1500 за 1 т. Мировой спрос на алюминий в пошлом году, по ноябрьскому прогнозу UC Rusal, должен был вырасти на 5% до 58 млн т. Внутреннее потребление алюминия в России и СНГ упало, по предварительной оценке, примерно до 1,5 млн т, отметил представитель UC Rusal. В середине 2015 г. директор по сбыту UC Rusal Роман Андрюшин рассказывал, что потребление в том же регионе в 2014 г. было 1,9 млн т, из них 900 000 т первичного алюминия, 300 000 т вторичного и 700 000 т импорта. По всем этим сегментам потребление снизилось, комментирует представитель алюминиевой компании.

Но у UC Rusal есть план, как стимулировать потребление алюминия в России (презентация специальной программы есть у «Ведомостей»). UC Rusal рассчитывает увеличить потребление алюминия в России и СНГ к 2020 г. до 2,2 млн т (см. график, все производство компании за 2014 г. составляло 3,6 млн т, еще 200 000 т она может сократить в 2016 г.). Согласно презентации сделать упор компания предлагает на автопромышленности (добавит 235 000 т к потреблению), строительстве (210 000 т), транспорте (400 000 т) и кабельной промышленности (183 000 т). НИОКР занимается Инженерно-технический центр UC Rusal в Красноярске, он разрабатывает сплав, отсылает пробную партию заказчику, получает обратную связь, дорабатывает характеристики и т. д., говорит представитель компании. Каковы затраты на научные изыскания, он не раскрыл.

В частности, компания участвует в программе создания новых сплавов для строительства многофункционального легкого самолета, гибридных дирижаблей и экраноплана «Акваглайд-30». Партнером по этим проектам выступает Каменск-Уральский металлургический завод (КУМЗ, принадлежит ГК "Ренова" и одному из партнеров по Sual Partners, соакционеру UC Rusal). «Мы сейчас производим 120 000 т алюминиевого проката в год, из которого потом делаются детали для машиностроения (работает стан шириной 1500 мм)», – говорит представитель КУМЗ. «В апреле планируем запустить еще один стан на 3000 мм с максимальной шириной проката до 4500 мм (инвестиции – $600 млн). Этот комплекс выйдет на проектную мощность во второй половине 2017 г. и добавит нам дополнительно 160 000 т в год. Этот прокат будет поставляться на машиностроительные предприятия, в том числе для самолета МС-21», – рассказывает собеседник «Ведомостей».

UC Rusal намерена стимулировать производство низковольтных проводов и кабелей для автопромышленности (2000 т в год). Сырье для таких проводов компания уже разработала, испытания проводит «Камаз». Представитель автомобильной компании отмечает, что «уже сейчас в наших автомобилях используется часть алюминиевых деталей». По его словам, увеличить их долю в автомобиле можно, но для этого потребуются дополнительные инвестиции в технологию производства комплектующих. Представитель группы ГАЗ (входит в «Базовый элемент» Олега Дерипаски) подтвердил, что испытания низковольтных проводов и кабелей для автопромышленности проводятся, отметил он.

UC Rusal предлагает производить и алюминиевые вагоны (прогнозное потребление алюминия – 70 000 т в год). Срок службы таких вагонов на шесть лет дольше, они на 2–4,5 т легче, что увеличивает их грузоподъемность. «Уралвагонзавод» рассматривал возможность строительства вагонов из алюминия, но сделал выбор в пользу композитных материалов – они дешевеют быстрее, чем алюминий, рассказал заместитель гендиректора по гражданским проектам корпорации Андрей Шленский. «Мы просчитали: алюминиевый вагон позволяет догрузить несколько тонн груза, но это не отбивает покупку и производство такого вагона. Есть вопросы с ремонтом, не решена проблема стыковки вагона с металлическим каркасом – на стыке возникает коррозия», – перечисляет причины Шленский.

При падающей цене на нефть алюминий в рублях дорожает и одновременно уменьшается спрос, так что вряд ли ожидания UC Rusal от рынка оправдаются, полагает аналитик БКС Кирилл Чуйко. «Понятно, что внутренний рынок нужно холить и лелеять, это в конечном счете для некоторых металлургов может стать последней гаванью. Однако если в России построят несколько алюминиевых дирижаблей, это не обеспечит стабильный значительный прирост спроса на металл, сейчас же основные потребители этого металла – транспорт и пищевая промышленность (питьевая тара)», – говорит эксперт.

Попытки UC Rusal популяризировать алюминий в условиях падающего внутреннего и внешнего спроса напоминают историю популяризации титана, отмечает аналитик Raiffeisenbank Ирина Ализаровская. В начале 1990-х гг. заказы на титан упали в 30 раз, вспоминал бывший гендиректор ВСМПО Владислав Тетюхин в интервью Forbes. Вместо танковых катков стали делать диски для легковых машин. Из отходов титана выпускали лопаты – они легкие, и земля к ним не прилипает. Еще одна удача – кастрюли, оборудование для производства которых достал в Германии местный предприниматель Вячеслав Брешт. «Когда мы поехали в Южную Америку, я взял с собой пять бидонов – таскал их и всем показывал. Думал, что пригодятся для ферм, а нами заинтересовалась бразильская Еmbraer», – рассказывает Тетюхин. И это сработало: с 1996 по 2014 г. производство титана в мире выросло в 2 раза до 6,6 млн т, свидетельствуют данные US Geological Survey. А «ВСМПО-Ависма» теперь один из крупнейших поставщиков титановых сплавов для мировых авиастроительных предприятий.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Читать ещё
Preloader more