UC Rusal добивается увеличения продаж алюминия

Холдинг нашел, какие отрасли могли бы потреблять больше металла
Потребление алюминия в России и СНГ сократилось за минувший год на 21% примерно до 1,5 млн т,/ Е. Стецко/ Ведомости

В 2015 г. алюминий на Лондонской бирже металлов (LME) подешевел на 16,8% до $1500 за 1 т. Мировой спрос на алюминий в пошлом году, по ноябрьскому прогнозу UC Rusal, должен был вырасти на 5% до 58 млн т. Внутреннее потребление алюминия в России и СНГ упало, по предварительной оценке, примерно до 1,5 млн т, отметил представитель UC Rusal. В середине 2015 г. директор по сбыту UC Rusal Роман Андрюшин рассказывал, что потребление в том же регионе в 2014 г. было 1,9 млн т, из них 900 000 т первичного алюминия, 300 000 т вторичного и 700 000 т импорта. По всем этим сегментам потребление снизилось, комментирует представитель алюминиевой компании.

Но у UC Rusal есть план, как стимулировать потребление алюминия в России (презентация специальной программы есть у «Ведомостей»). UC Rusal рассчитывает увеличить потребление алюминия в России и СНГ к 2020 г. до 2,2 млн т (см. график, все производство компании за 2014 г. составляло 3,6 млн т, еще 200 000 т она может сократить в 2016 г.). Согласно презентации сделать упор компания предлагает на автопромышленности (добавит 235 000 т к потреблению), строительстве (210 000 т), транспорте (400 000 т) и кабельной промышленности (183 000 т). НИОКР занимается Инженерно-технический центр UC Rusal в Красноярске, он разрабатывает сплав, отсылает пробную партию заказчику, получает обратную связь, дорабатывает характеристики и т. д., говорит представитель компании. Каковы затраты на научные изыскания, он не раскрыл.

В частности, компания участвует в программе создания новых сплавов для строительства многофункционального легкого самолета, гибридных дирижаблей и экраноплана «Акваглайд-30». Партнером по этим проектам выступает Каменск-Уральский металлургический завод (КУМЗ, принадлежит ГК "Ренова" и одному из партнеров по Sual Partners, соакционеру UC Rusal). «Мы сейчас производим 120 000 т алюминиевого проката в год, из которого потом делаются детали для машиностроения (работает стан шириной 1500 мм)», – говорит представитель КУМЗ. «В апреле планируем запустить еще один стан на 3000 мм с максимальной шириной проката до 4500 мм (инвестиции – $600 млн). Этот комплекс выйдет на проектную мощность во второй половине 2017 г. и добавит нам дополнительно 160 000 т в год. Этот прокат будет поставляться на машиностроительные предприятия, в том числе для самолета МС-21», – рассказывает собеседник «Ведомостей».

UC Rusal намерена стимулировать производство низковольтных проводов и кабелей для автопромышленности (2000 т в год). Сырье для таких проводов компания уже разработала, испытания проводит «Камаз». Представитель автомобильной компании отмечает, что «уже сейчас в наших автомобилях используется часть алюминиевых деталей». По его словам, увеличить их долю в автомобиле можно, но для этого потребуются дополнительные инвестиции в технологию производства комплектующих. Представитель группы ГАЗ (входит в «Базовый элемент» Олега Дерипаски) подтвердил, что испытания низковольтных проводов и кабелей для автопромышленности проводятся, отметил он.

UC Rusal предлагает производить и алюминиевые вагоны (прогнозное потребление алюминия – 70 000 т в год). Срок службы таких вагонов на шесть лет дольше, они на 2–4,5 т легче, что увеличивает их грузоподъемность. «Уралвагонзавод» рассматривал возможность строительства вагонов из алюминия, но сделал выбор в пользу композитных материалов – они дешевеют быстрее, чем алюминий, рассказал заместитель гендиректора по гражданским проектам корпорации Андрей Шленский. «Мы просчитали: алюминиевый вагон позволяет догрузить несколько тонн груза, но это не отбивает покупку и производство такого вагона. Есть вопросы с ремонтом, не решена проблема стыковки вагона с металлическим каркасом – на стыке возникает коррозия», – перечисляет причины Шленский.

При падающей цене на нефть алюминий в рублях дорожает и одновременно уменьшается спрос, так что вряд ли ожидания UC Rusal от рынка оправдаются, полагает аналитик БКС Кирилл Чуйко. «Понятно, что внутренний рынок нужно холить и лелеять, это в конечном счете для некоторых металлургов может стать последней гаванью. Однако если в России построят несколько алюминиевых дирижаблей, это не обеспечит стабильный значительный прирост спроса на металл, сейчас же основные потребители этого металла – транспорт и пищевая промышленность (питьевая тара)», – говорит эксперт.

Попытки UC Rusal популяризировать алюминий в условиях падающего внутреннего и внешнего спроса напоминают историю популяризации титана, отмечает аналитик Raiffeisenbank Ирина Ализаровская. В начале 1990-х гг. заказы на титан упали в 30 раз, вспоминал бывший гендиректор ВСМПО Владислав Тетюхин в интервью Forbes. Вместо танковых катков стали делать диски для легковых машин. Из отходов титана выпускали лопаты – они легкие, и земля к ним не прилипает. Еще одна удача – кастрюли, оборудование для производства которых достал в Германии местный предприниматель Вячеслав Брешт. «Когда мы поехали в Южную Америку, я взял с собой пять бидонов – таскал их и всем показывал. Думал, что пригодятся для ферм, а нами заинтересовалась бразильская Еmbraer», – рассказывает Тетюхин. И это сработало: с 1996 по 2014 г. производство титана в мире выросло в 2 раза до 6,6 млн т, свидетельствуют данные US Geological Survey. А «ВСМПО-Ависма» теперь один из крупнейших поставщиков титановых сплавов для мировых авиастроительных предприятий.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)