Российские торговые сети удержались в рейтинге крупнейших ритейлеров мира

Причина – ажиотажный спрос на товары в конце 2014 года и инфляция начала 2015 года
После девальвации рубля в конце 2014 г. россияне активно вкладывали сбережения в товары/ Smartmoney

Российские ритейлеры, несмотря на девальвацию рубля и рецессию в экономике, остались в рейтинге самых крупных и наиболее быстро растущих розничных сетей в мире, который составляет Deloitte (исследование есть у «Ведомостей»). Отчасти сохранить, а некоторым российским компаниям и улучшить позиции помогло то, что Deloitte оценивает показатели сетей за 2014/15 финансовый год (длится с июля по июнь), пояснил партнер Deloitte Владимир Бирюков. Именно на конец 2014 г. пришелся период резкой девальвации рубля и ажиотажного спроса российских потребителей, пытавшихся вложить свои сбережения в товары, а на начало 2015 г. – пик продовольственной инфляции. В итоге выручка крупнейших российских продовольственных ритейлеров прирастала на треть в рублях ежемесячно с начала 2015 г.

В списке Deloitte среди 250 крупнейших ритейлеров мира «Магнит», лидер российского рынка, занял 51-е место с выручкой $19,851млрд в 2014/15 финансовом году (55-е место годом ранее). Его основной конкурент – X5 Retail Group на 60-м месте (58-е), «Дикси» – на 162-м (166-е), «Лента» – на 183-м (196-е). Специализирующаяся на технике и электронике «М.видео» опустилась в рейтинге на 199-е место со 192-го в 2013/14 г., а продовольственный ритейлер «О’кей» – на 229-е место с 206-го.

Крупнейшие российские ритейлеры сохранили позиции в списке крупнейших ритейлеров, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, отметил Бирюков. Более того, некоторые из них укрепили позиции в списке 50 наиболее быстро растущих розничных компаний в мире: например, «Дикси» поднялась с 9-го на 8-е место, отметил он (см. график). Рейтинг наиболее быстро растущих розничных сетей Deloitte рассчитывает на основе среднегодового темпа роста за последний пятилетний период.

Триллионы с полки

$4,5 трлн достигла суммарная выручка 250 крупнейших ритейлеров мира, очищенная от валютного эффекта, – это на 4,3% больше, чем в 2013/14 финансовом году, подсчитали аналитики Deloitte. В среднем выручка одной сети составила около $18 млрд

На России в целом сказалось резкое падение цен на нефть и западные санкции, связанные с российской политикой по Украине, поясняют авторы исследования. Если цены на нефть начнут восстанавливаться в 2016 г., российская экономика может начать «умеренное восстановление», но действующие санкции ограничивают возможный рост очень скромными цифрами, сказано в отчете. Учитывая динамику российского рубля к доллару во втором полугодии 2015 г. и в начале 2016 г., скорее в долларовом выражении выручка российских сетей продолжит снижаться, указывает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Второе полугодие 2015 г. для российских сетей уже стало непростым: из-за эффекта высокой базы и замедления выручки продажи «Магнита» за 2015 календарный год не достигли ожиданий руководства компании. Германская Metro Cash & Carry в отчете за октябрь – декабрь 2015 г. признавала: российская выручка компании за этот период сократилась год к году (абсолютные цифры ритейлер не раскрывал).

Развивающиеся страны столкнулись с оттоком капитала, давлением на национальные валюты и ростом процентных ставок, констатировали эксперты Deloitte. Россия, как и Бразилия, погрузилась в рецессию, темпы роста в Турции, ЮАР и Мексике замедлились. «Единственное светлое пятно – Индия, где низкие цены на нефть позволили центральному банку облегчить политику, что поддержало рост», – отмечают аналитики Deloitte.

При этом для большинства крупнейших ритейлеров в мире снижающиеся цены на нефть оказались хорошей новостью, констатировали аналитики Deloitte. Меньшие расходы на топливо означали большую покупательную способность потребителей и снижение инфляционного давления – так и произошло на большинстве крупнейших рынков.

Крупнейшим ритейлером в мире по-прежнему остается американская Walmart, согласно Deloitte.