Total продает 20% в Харьягинском СРП «Зарубежнефти»

Компания передаст российскому партнеру функции оператора, источники «Ведомостей» говорят, что давления на Total не было
Total продолжит искать новые проекты для инвестиций/ Jacques Brinon/ AP

Total и «Зарубежнефть» договорились о продаже 20% в Харьягинском СРП, сообщили компании. В результате сделки доля Total снизится вдвое до 20%, а доля «Зарубежнефти», напротив, вырастет вдвое до 40%. Также российская компания станет оператором проекта. Сумму сделки стороны не раскрывают, источник, близкий к одной из компаний, в октябре говорил «Ведомостям», что она меньше $100 млн.

О том, что компании обсуждают смену операторства и продажу доли, источники «Ведомостей» рассказывали еще в начале прошлого года. О том, что речь идет о 20%, стало известно осенью.

Сделку инициировала Total, рассказал "Ведомостям" генеральный директор "Тоталь разведка разработка Россия" Жак де Буассезон. Минэнерго никогда не высказывало недовольства тем, как работает Total в качестве оператора. Но министерство предложило увеличить доходность проекта, и для этого больше вовлечь "Зарубежнефть" в управление. "Это произошло как раз тогда, когда мы обдумывали возможную продажу. Это совпадение, никакого давления со стороны государства на нас не было", - подчеркнул де Буассезон.

«Россия остается ключевой страной для концерна «Тоталь». Прочное партнерство с «Новатэк» и развитие проекта «Ямал СПГ» свидетельствуют о наших больших серьезных планах на будущее, - приводит «Зарубежнефть» комментарий президента «Тоталь разведка и добыча» Арно Брейяка. «Зарубежнефть» с 2008 г. успешно осваивает схожие по геологической структуре месторождения в рамках проекта «Русьвьетпетро» в Ненецком автономном округе, в 100 км от Харьягинского месторождения, прокомментировал гендиректор российской компании Сергей Кудряшов (его слова приводит «Зарубежнефть»). «Мы планируем использовать накопленный опыт и получить существенную экономию затрат в ходе реализации проекта «ХСРП», в том числе и за счет синергии, что обеспечит дополнительную эффективность для всех участников проекта и для Российской Федерации», - отметил он.

С одной стороны, Total хочет оптимизировать портфель активов и сосредоточиться на проектах с «Новатэком», чьим акционером является, - в первую очередь на «Ямал СПГ». Харьягинское месторождение — уже зрелое, добыча пока не падает, но уже вышла на полку, объясняет де Буассезон. С другой стороны, Total хочет максимизировать доходность проекта. «Зарубежнефть» лучше справится с ролью оператора, так как уже работает в этом регионе и может использовать синергетический эффект. Например, компания может привлечь подрядчиков сразу на несколько проектов, а значит договориться о более выгодных условиях с подрядной компанией.

"Мы продаем половину пакета не из-за санкций или падения цен на нефть или политических рисков и планов покинуть Россию, - подчеркивает топ-менеджер. - Никакого давления со стороны сторонних компаний или государства Total также не испытывает. Причины — экономические". Total не меняет свою стратегию развития в России и продолжит искать новые проекты для инвестиций.

Французская компания вошла в проект по разработке Харьягинского месторождения с извлекаемыми запасами 49 млн т нефти в Тимано-Печорской провинции в 1995 г., СРП было подписано сроком на 29 лет. «Зарубежнефть» вошла в проект в 2010 г. С тех пор структура акционеров не менялась: 40% было у Total, 30% – у Statoil, 20% – у «Зарубежнефти» и 10% – у Ненецкой нефтяной компании (ННК). Компании разрабатывают блоки Харьягинского месторождения на территории Ненецкого автономного округа. Объем добычи составляет 1,5 млн т в год.

СРП считаются одной из самых прибыльных схем для инвесторов: государство компенсирует им затраты на разработку, а налоги фактически собирает за счет доли продукции. Но оказалось, что доказать необходимость или, наоборот, ненужность каких-то расходов обеим сторонам очень сложно, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Поэтому вокруг СРП постоянно возникали споры, правительство обвиняло компании в завышении расходов и невыполнении плана добычи. Компании парировали, что им, наоборот, не хватает согласованных инвестиций на разработку, напоминает он.

С начала 2000-х гг. не ладились отношения с правительством и у Total. Сначала региональные власти отказывались утверждать сметы расходов и отчет об их исполнении в 2001–2002 гг. А налоговикам из-за этого пришлось доначислить компании почти $50 млн. Стороны пошли на мировую лишь после того, как Total пришлось защищаться в стокгольмском арбитраже. В 2006 г. у Total из-за нарушений чуть не отобрали лицензию на месторождение.

А в конце 2014 г. стало известно, что государство возместило компании $480 млн на строительство оборудования для утилизации попутного нефтяного газа, но компания так и не завершила проект и продолжает сжигать 74% газа на факелах. При этом контракт с подрядчиком – «Глобалстрой инжинирингом» был разорван.

Total – один из ключевых партнеров России и к тому же инвестор в стратегический «Ямал СПГ», вряд ли государство оказывало на компанию серьезное давление, скорее все-таки вело переговоры, оценивал причины сделки аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.