Бизнес
Бесплатный
Дмитрий Горшенин
Статья опубликована в № 4000 от 25.01.2016 под заголовком: Слабый рубль помог портам

Грузооборот портов Петербурга и Ленобласти вырос за год на 3% за счет экспорта

Клиентский поток уходит с Северо-Запада на Дальний Восток из-за удобной логистики и девальвации рубля

Порты Петербурга и Ленобласти в 2015 г. перевалили 218,029 млн т грузов, что на 3% больше, чем в прошлом году, сказано в материалах ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря». Перевалка выросла в Приморске (на 11%) и Усть-Луге (на 16%). В порту Санкт-Петербург она упала на 16%, в порту Выборг – на 8% (см. таблицу). Объем наливных грузов в порту Усть-Луга вырос на 18% до 58,8 млн т, навалочных – на 15% до 25,2 млн т. Контейнерооборот порта Санкт-Петербург, обеспечивающий импорт, упал на 27,8% до 1,7 млн TEU. По информации Infranews, оборот груженых контейнеров в порту за год упал на 19,5% до 1,4 млн TEU. Их экспорт снизился на 2,4%, импорт – на 29% за год. Импортный рынок падает, а экспортный растет из-за девальвации, подтверждает Александр Гумель, гендиректор «Авелана-форвардинга». По его словам, в начале 2015 г. компания ощущала значительный спад в грузообороте.

Больше всего в портах Балтики упал импорт продовольствия, значительная часть из которого – это мясо, объясняет гендиректор Infranews Алексей Безбородов. По его словам, импорт составляет не более 20% от грузооборота порта Санкт-Петербург, в других портах Балтики его доля меньше. Рост экспортных отправок начался в середине 2015 г. и продолжает расти, но при экспорте в страны Юго-Восточной Азии (ЮВА, крупнейший получатель грузов) целесообразнее использовать порты Дальнего Востока, объясняет гендиректор Customs Алексей Мисаилов. Снижение оборота у клиентов FM Logistic по отдельным направлениям составило 10–15% за год, уточняет он. «Мы не почувствовали снижения только из-за того, что расширили наш бизнес, а многие компании фиксировали падение объемов от 20 до 40%», – говорит Мисаилов.

Дальневосточное направление в экспедиторской группе FMG выросло за год на 5–7%, рассказывает директор по развитию компании Сергей Попов. «Это те клиенты, которые ушли из портов Балтики и доставляют грузы с помощью железной дороги, на которой реже меняются ставки на перевозку», – добавляет он. Попов считает, что высокий потенциал роста у сегмента авиагрузов, так как «клиенты стараются минимизировать транзитное время из-за кардинальных скачков валютных курсов». По его словам, контейнерооборот FMG на Северо-Западе упал за год на 8–10%. «В 2015 г. порядка 15% наших клиентов приостановили контракты из-за девальвации рубля. Сейчас клиенты замораживают контракты, заключенные в декабре, из-за критических курсов валют», – говорит Попов. По его словам, теперь рынок замер до марта, когда в странах ЮВА закончатся каникулы.

Девальвация рубля и снижение потребительского спроса стали причиной сокращения объемов импорта в контейнерах, но в то же время ослабление национальной валюты повысило конкурентоспособность отечественных товаров на международных рынках, из-за чего доля груженых контейнеров в структуре экспорта российских портов увеличивается и составляет почти 70%, говорит представитель Global Ports. Некоторые грузы, которые традиционно шли через порты Прибалтики, повернули в российские порты Северо-Запада из-за снижения стоимости логистической цепочки, но это не касается контейнеров, говорит представитель ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». За девять месяцев 2015 г. Морской порт Санкт-Петербург обработал 6,2 млн т грузов, что соответствует аналогичному показателю прошлого года.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more