Крупные продовольственные ритейлеры заметно сократили собственный импорт товаров

Причина – продуктовое эмбарго и падение покупательной способности
Крупнейший ритейлер и крупнейший импортер продовольственных товаров «Магнит» сократил поставки за 2015 г. почти на 27%/ А. Махонин/ Ведомости

Крупнейшие федеральные торговые сети в России за 2015 г. суммарно сократили объемы собственного (прямого) импорта, подсчитали эксперты «Infoline-аналитики». Они изучили таможенную статистику семи крупнейших продуктовых сетей: «Магнита», X5 Retail Group, «Ашана», «Дикси», Metro Cash & Carry, «Ленты» и «О’кей». В среднем по семи крупнейшим сетям прямой импорт сократился на 28,9% в деньгах и на 14% в весе. Суммарно они импортировали товаров на $1,68 млрд (см. график).

В итоге доля прямого импорта в продажах семи крупнейших сетей сократилась в 2015 г. до 6% с 6,5% годом ранее, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Сказалось замещение попавшего под эмбарго продовольствия российскими аналогами, в первую очередь в молочной продукции и овощах, рассуждает Бурмистров. Так, по данным «Infoline-аналитики», крупнейшие ритейлеры сократили импорт молочных продуктов почти в 5 раз до 2000 т, заместив импортную продукцию отечественной. Прежде всего это коснулось сыров, указывает Бурмистров.

Собственные поставки из-за рубежа сократили все сети, кроме X5 Retail Group, свидетельствуют данные «Infoline-аналитики»: ритейлер нарастил их за год сразу на 66,4% почти до $152 млн. В результате группа стала вторым крупнейшим импортером среди федеральных продовольственных сетей после «Магнита», потеснив «Дикси». Это произошло благодаря программе улучшений, запущенной Х5 еще в конце 2013 г., объясняет Бурмистров. В 2015 г. X5 сосредоточилась на улучшении предложения фруктов и овощей, особенно в своем основном подразделении – «магазинах у дома» «Пятерочка», указывает он. Кроме того, логистика группы в целом стала работать эффективнее после разделения ее по трем основным форматам. Благодаря этому прямой импорт фруктов и овощей вырос у X5 более чем втрое, подсчитал Бурмистров. При этом Х5 прекратила импортировать сыры и йогурты, заместив их продукцией отечественных производителей, добавил эксперт.

Молочная диета

В 2015 г. импорт молока и молочных продуктов в Россию сократился на 23% до 7,1 млн т, по оценке Национального союза производителей молока (Союзмолоко; в пересчете на молоко). Таким образом, при производстве на уровне 30 млн т дефицит сырого молока в России – 18%, согласно предварительным данным Союзмолока.

Представитель X5 не смог прокомментировать расчеты аналитиков, но подтвердил: «Напрямую импортируются некоторые виды овощей и фруктов, в том числе томаты, кабачки, цитрусовые, бананы, виноград, экзотические фрукты». Кроме того, по его словам, в апреле 2015 г. входящая в X5 сеть супермаркетов «Перекресток» начала самостоятельно импортировать вина из Франции, Италии, Испании, Чили, Германии и Грузии. Теперь свыше трети зарубежных вин из ассортимента «Перекрестка» компания импортирует самостоятельно, отметил представитель X5.

Крупнейший ритейлер и крупнейший импортер продовольственных товаров «Магнит» сократил поставки за 2015 г. почти на 27% до $1 млрд, согласно «Infoline-аналитике». Главная причина – девальвация рубля по отношению к основным валютам, говорит финдиректор «Магнита» Хачатур Помбухчан: «Чем дороже продукты, которые мы закупаем, тем меньше их покупают в магазинах». Товарных категорий, от импорта которых «Магнит» отказался бы совсем, не было, уверяет он, просто уменьшились размеры закупки. «Например, в конце 2015 г. мы везли турецкие мандарины, они были относительно дешевые. С начала года закупаем марокканские (импорт турецких запрещен с 1 января 2016 г. – «Ведомости»), но в меньшем количестве: курс сильно вырос, к тому же они всегда были дороже турецких», – объясняет Помбухчан.

У «Ашана», в отличие от остальных ритейлеров, основные товары прямого импорта – непродовольственные, т. е. одежда, игрушки, товары для дома и отдыха и др., говорит директор по внешним коммуникациям «Ашан ритейл Россия» Мария Курносова. Также помимо товаров, попавших под санкции, сокращение собственного импорта произошло из-за снижения поставок товаров высокого ценового сегмента, добавляет она.

Но, несмотря на падение курса рубля, для крупного ритейла прямой импорт по-прежнему выгоднее работы со сторонними импортерами, уверяют представители сетей. «Импортеры увеличивают наценку, тем самым покрывая возможные риски», – поясняет Курносова. Прямой импорт остается экономически целесообразным – «потому что работать без посредника выгоднее», соглашается и представитель «Ленты». Представитель X5 приводит в пример прямой импорт вин для «Перекрестка»: благодаря этому ритейлер может предложить покупателю вина по стоимости до 15% дешевле брендированной продукции аналогичного качества.