В 2015 году аэропорт «Пулково» увеличил выручку на 15% до 14 млрд рублей

Пассажиропоток снизился на 5%
Несмотря на снижение пассажиропотока, выручка аэропорта «Пулково» в 2015 г. выросла на 15%/ Е. Егоров/ Ведомости

Управляющее аэропортом ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС) в 2015 г., по предварительным результатам, увеличило выручку на 15% по сравнению с 2014 г., а показатель EBITDA – более чем на 50%, сообщила вчера пресс-служба ВВСС. Таким образом, выручка за 2015 г. – 14 млрд руб. (см. врез), аэропорт принял 13,5 млн пассажиров, на 5% меньше, чем в 2014 г.

«Несмотря на сложную ситуацию в российской экономике, показатели аэропорта улучшились благодаря успешно реализованной программе повышения эффективности компании», – приводятся в сообщении слова первого заместителя президента – председателя правления банка ВТБ Юрия Соловьева (ВТБ принадлежит 57,5% ВВСС). Структуру авиационных и неавиационных доходов ВВСС не раскрывает. В 2014 г. на авиационные доходы приходилось 79% выручки, годом раньше – 83%.

С 2010 г. пассажиропоток «Пулково» постоянно рос, но в 2015 г. его уронили политические и экономические риски: санкции, уменьшение числа иностранных туристов и падение рубля. За 10 месяцев 2015 г. пассажиропоток на международных воздушных линиях упал на 18,9%, а на внутренних – вырос на 11,6%.

Рекорд 2014 г.

В 2014 г. выручка ВВСС составила 12,2 млрд руб., прибыль от операционной деятельности – 2,8 млрд руб., в 2013 г. – 8,9 млрд руб. и 1 млрд руб. соответственно. Пассажиропоток в 2014 г. был 14,2 млн человек, в 2013 г. – 12,8 млн человек.

У международных перевозчиков падение пассажиропотока составило до 30–40%, но при этом они оплачивают аэропортовые услуги в иностранной валюте, говорит менеджер одной из иностранных авиакомпаний. По его словам, за счет разницы курсов рублевая выручка ВВСС выросла, несмотря на падение пассажиропотока. На сайте ВВСС тарифы на обслуживание иностранных компаний указаны в евро. По итогам 2014 г. падение курса рубля по отношению к евро составило 51,7%, в 2015 г. – 16%.

Выручка «Пулково» могла вырасти за счет повышения тарифов, считает гендиректор Infomost Борис Рыбак. По его словам, некоторые тарифы аэропорт может менять по собственному усмотрению. За последние пять лет аэропортовые услуги подорожали в несколько раз, «Пулково» – один из самых дорогих аэропортов в России, замечает он. В соответствии с приказом ФСТ от декабря 2013 г. тарифы в «Пулково» в 2015 г. в среднем выросли на 11%, а сбор за взлет и посадку – на 5%. В 2015 г. повышение тарифов было, но не по всем услугам и незначительное, говорит представитель ВВСС. Новая мотивационная программа, принятая в декабре 2015 г., предполагает скидку с тарифа за взлет-посадку до 60% за открытие нового направления, 70% от тарифа – за пользование аэровокзалом за каждого дополнительного трансферного пассажира, прибывшего в «Пулково», скидки до 25% сборов за взлет и посадку, а также пользование аэровокзалом за восстановление уникального направления. Благодаря мотивационной программе стоимость обслуживания одного пассажира даже уменьшилась, говорит менеджер одной из авиакомпаний.

В «Пулково» 90% стоимости аренды приходится на процент от оборота, в 2015 г. администрация условия не меняла, говорит топ-менеджер одного из арендаторов. По его словам, в целом на 10% в год выросла стоимость коммунальных услуг и обеспечения безопасности, но они имеют незначительный вес в стоимости аренды.