У оператора аэропорта «Пулково» новый гендиректор

Сергей Эмдин, руководивший компанией с 2010 года, переходит на работу в группу ВТБ
Сергей Эмдин, руководивший реконструкцией аэропорта «Пулково», переходит на работу в группу ВТБ/ М. Стулов/ Ведомости

Сергей Эмдин, руководивший управляющей компанией санкт-петербургского аэропорта «Пулково» – «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС) – со дня основания в 2010 г., покинул свой пост. Эмдин ушел по собственному желанию, сообщает представитель ВВСС. Он продолжит работать на руководящих позициях в группе ВТБ и войдет в состав совета директоров ВВСС, уточняет представитель. О новой должности Эмдина будет объявлено дополнительно, сообщила пресс-служба ВТБ. Представитель ВТБ от дополнительных комментариев отказался. Связаться с Эмдиным вчера не удалось. В совете директоров ВВСС семь человек, в том числе три представителя ВТБ.

Новым гендиректором стал 46-летний Сергей Фурс, который до сих пор работал директором ВВСС по снабжению. В 1992 г. Фурс окончил Серпуховское высшее военное командно-инженерное училище, в 2001 г. – Государственный университет управления в Москве. Работал в «Северстали», на Кировском заводе. До перехода в ВВСС в 2010 г. был коммерческим директором ОАО «УК «Агро-инвест».

ВВСС была создана в 2010 г. специально для реконструкции аэропорта «Пулково». Компания заключила концессионное соглашение с правительством Санкт-Петербурга на управление аэропортом в течение 30 лет. Эмдин возглавил ВВСС накануне передачи аэропорта в управление компании. Под его руководством была успешно реализована первая очередь проекта реконструкции и развития «Пулково» стоимостью 1,2 млрд евро, построен новый пассажирский пропускной способностью 18 млн пассажиров в год, напоминает ВВСС. Пассажиропоток «Пулково» с 2010 г. увеличился в 1,6 раза до 13,5 млн в 2015 г. Выручка выросла в 4 раза.

«Акционеры, прежде всего ВТБ, были в работе Эмдина всем довольны, ни о каких конфликтах слышать не доводилось. Скорее всего, его уход связан с противоречиями с администрацией Петербурга», – считает знакомый Эмдина. Переменный концессионный платеж составляет 11,5% от валовой выручки ВВСС. В 2013 г. между принадлежащим городу ОАО «Аэропорт «Пулково» и ВВСС возникли разногласия по формуле расчета платежей. «Формула подсчета концессионных платежей включает как постоянный платеж, так и процент от выручки от одних видов деятельности и процент от прибыли от других. Спор о том, какие виды деятельности монопольные, а какие – нет», – объяснял Эмдин в интервью «Ведомостям» в 2014 г. В 2015 г. Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП встал на сторону администрации Санкт-Петербурга. Город получил право взыскать с ВВСС более 1 млрд руб. за 2012–2014 гг., когда оператор платил по старой формуле, писал «Деловой Петербург». Вице-губернатор Игорь Албин уход Эмдина и вопрос концессионного платежа комментировать не стал.

ВТБ, впрочем, вскоре может выйти из капитала ВВСС. Группа ведет диалог о продаже доли в операторе «Пулково». «Интерес есть и сейчас, особенно учитывая тот факт, что стадия реконструкции аэропорта была успешно завершена и финансовые показатели улучшаются. Однако решения о продаже на настоящий момент не принято», – подчеркивал банк. Пакет ВТБ готов приобрести холдинг «Аэропорты регионов» (входит в группу компаний «Ренова»), рассказывали знакомые менеджеров холдинга. Сегодня аэропорт «Пулково» очень хорошо готов к перераспределению пассажиропотока между внутренними и международными перевозками, это стало возможным благодаря продуманной схеме организации пространства аэропорта, что, безусловно, можно считать достижением, в том числе и прежнего гендиректора, считает заместитель гендиректора инвестиционной компании «Регион» Анатолий Ходоровский.