Минэкономразвития хочет усилить РЖД чиновниками

Госслужащие должны занять четыре из девяти мест в совете директоров монополии, считает министерство
Минэкономразвития предлагает вдвое увеличить представительство чиновников в совете директоров РЖД/ Д. Абрамов/ Ведомости

Минэкономразвития направило в правительство список кандидатов в совет директоров РЖД (копия есть у «Ведомостей»). Министерство предлагает сократить совет с десяти до девяти человек, а также с двух до четырех увеличить представительство в нем чиновников. В дополнение к нынешнему председателю совета вице-премьеру Аркадию Дворковичу и замминистра финансов Андрею Иванову Минэкономразвития номинировало первого замминистра транспорта Евгения Дитриха и замминистра экономического развития Николая Подгузова.

В списке кандидатов не нашлось места Владимиру Якунину, уволенному в августе с должности президента РЖД, а также трем бизнесменам – независимым директорам: председателям советов директоров ОАО «Технологическая компания» Дмитрию Комиссарову, ЗАО «Русская холдинговая компания» Александру Рязанову и группы ЕСН Григорию Березкину. Все они заседали в совете РЖД не один год – Комиссаров и Рязанов с 2008 г., Березкин с 2010 г.

Вместо них Минэкономразвития предлагает номинировать в совет нового кандидата – председателя совета директоров группы «Каскол» Сергея Недорослева. При этом в списке его должность указана иначе: советник гендиректора «Оборонпрома». Остальных директоров Минэкономразвития менять не планирует (см. врез).

Кто может остаться директором

Минэкономразвития предлагает оставить в совете нового президента РЖД Олега Белозерова, члена консультационного совета акционеров ВТБ Василия Сидорова, бывшего гендиректора Deutsche Bahn Хартмута Медорна и экс-главу Счетной палаты Сергея Степашина.

Представитель Минэкономразвития подтвердил факт внесения в правительство списка кандидатов для избрания в совет директоров РЖД, но персоналии обсуждать не стал. Представитель Дворковича от комментариев отказался.

Член совета директоров РЖД Василий Сидоров указывает, что Комиссаров, Рязанов и Березкин являются активными участниками работы совета. При этом Комиссаров возглавляет комитет по стратегии, а Березкин – по кадрам.

Недорослев отказался от комментариев. Его знакомый говорит, что бизнесмен уже дал согласие баллотироваться в совет. В качестве независимого кандидата он может заниматься вопросами бюджетной политики и стратегии компании. К тому же у Недорослева есть опыт работы как в транспортной отрасли, так и в совете директоров госкомпании. С 2012 г. он является независимым директором и председателем комитета по бюджету, финансам и аудиту при совете директоров аэропорта «Шереметьево», напомнил собеседник «Ведомостей». Гендиректор и член совета директоров «Шереметьево» Михаил Василенко характеризует Недорослева как большого профессионала в части финансов.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает логичным исключение из кандидатов в совет директоров монополии не только Якунина, но и связанных с ним бизнесменов. Комиссаров в 2002–2008 гг. был гендиректором и председателем совета директоров «Трансмашхолдинга» – крупнейшего поставщика подвижного состава для РЖД. Кроме того, монополия вплоть до прошлого года владела блокпакетом «Трансмашхолдинга». ЕСН Березкина сначала поставляла электроэнергию РЖД, а затем компании вместе скупили 80% акций ТГК-14. Этот пакет обошелся партнерам в 5,6 млрд руб. В 2012 г. Березкин объявил, что продал РЖД свою долю в ТГК-14.

В нынешних условиях РЖД нуждается в корректировке стратегии, указывает Бурмистров. А увеличение квоты чиновников соответствует тренду на рост влияния государства в госкомпаниях в целом, и особенно там, где активно осуществляется реализация крупных инвестиционных проектов за счет бюджета, резюмирует эксперт.

Впрочем, один из членов совета директоров РЖД указывает, что список кандидатов еще может претерпеть существенные изменения. Ведь теперь ему предстоит пройти согласование в правительстве и администрации президента.