«Мечел» договорился о продаже «Эльгаугля» Газпромбанку

Вложив в разработку месторождения $2,5 млрд, «Мечел» может продать 49% Эльги за $500–550 млн
«Мечел» сгружает долги со своего баланса/ Andrey Rudakov/ Bloomberg

Газпромбанк может получить 49% в «Эльгаугле», а оставшийся 51% останется у «Мечела», рассказали четыре человека, знающих условия сделки. Банк заплатит «Мечелу» за этот пакет $500–550 млн, говорят трое из них. По словам одного из собеседников «Ведомостей», «если все будет хорошо, то сделка может закрыться в ближайшие два месяца».

Может быть, и имеет смысл кого-то взять в партнеры [по «Эльгауглю»]. Зависит от того, какие условия предлагают», – говорил в конце прошлого года основной владелец «Мечела» Игорь Зюзин в интервью «России 24». «Ведомости» выяснили условия продажи доли в «Эльгаугле», владельце лицензии на гигантское Эльгинское месторождение (запасы – 2,2 млрд т угля) и железной дороги к нему (321 км).

Обязательное условие – «Мечел» должен получить опцион на обратный выкуп акций компании, говорит сотрудник банка – кредитора «Мечела». Скорее всего это будет обычная сделка репо, которая будет предусматривать опцион с премией, сопоставимой с накопленной процентной ставкой за период, полагает аналитик БКС Кирилл Чуйко.

Капитал Газпромбанка позволяет провести сделку размером $550 млн, «при условии что этот кредит не будет агрегироваться с долгом «Мечела» для расчета норматива концентрации на группу связанных заемщиков», говорит аналитик Fitch Александр Данилов.

В конце прошлого года предправления ВТБ Андрей Костин сказал Bloomberg, что ВТБ участвует в переговорах по продаже доли в «Эльгаугле» вместе с Газпромбанком. Однако этот банк в сделке участвовать не будет, знает один из собеседников «Ведомостей».

Представители ВТБ, Сбербанка и «Мечела» отказались от комментариев, представитель Газпромбанка не ответил на вопросы.

Весь «Эльгауголь» оценен в $1–1,1 млрд, а «Мечел» вложил в разработку месторождения $2,5 млрд.

Зюзин пытался договориться с кредиторами о продаже им 70% «Эльгаугля» за 70 млрд руб. ($1 млрд по курсу на начало года), но ему не удалось, говорит один из собеседников. Общий и чистый долг «Мечела» сейчас $6,1 млрд (у компании почти нет оборотного капитала), госбанкам и синдикату кредиторов компания должна $5,1 млрд. «Мечел» рассчитывает 4 марта на внеочередном общем собрании акционеров принять условия реструктуризации, по которым основные выплаты банкирам будут отнесены на 2017–2022 гг. Если это произойдет, то «Мечелу» придется в I квартале 2016 г. погасить Сбербанку $476 млн, сказано в презентации «Мечела», компания рассчитывает погасить их за счет продажи активов, в частности доли в «Эльгаугле», отмечал человек, участвующий в переговорах.

Если «Мечел» продаст долю в «Эльгаугле» и получит $500–550 млн (что неплохо в текущих обстоятельствах), это поможет снизить общий долг на 9%, отмечает Чуйко. Но это не сильно изменит ситуацию в компании к лучшему, считает он. «Мечел» по итогам девяти месяцев 2015 г. заплатил кредиторам $735 млн за пользование кредитами, следует из его отчетности, по итогам года процентные отчисления могут достичь $860 млн, отмечает старший аналитик TKC Partners Андрей Третельников. Частичное погашение долга может снизить процентные платежи до $650–680 млн в год. Но это не слишком поможет компании, так как уже с 2017 г. ей придется начать гасить тело долга и вернуть банкирам $551 млн, отмечает Третельников.

Эльга – не первый актив, с которым пришлось расстаться «Мечелу». Год назад он приостановил распродажу предприятий. До этого он продал американскому бизнесмену Джеймсу Джастису за $5 млн угольную компанию Bluestone. У него же «Мечел» купил это предприятие в феврале 2009 г. за $436 млн и 83,3 млн своих привилегированных акций (60% от выпуска). Джастис тогда разместил 10,99% бумаг на Нью-Йоркской бирже за $229 млн.

За $425 млн «Мечел» продал два ферросплавных актива – Тихвинский завод под Санкт-Петербургом и казахский ГОК «Восход». В 2008 г. «Мечел» купил эти заводы вместе с британской Oriel Resources за $1,5 млрд. За $70 компания также в 2012 г. продала металлургические активы в Румынии (избежав при этом прогнозируемых на 2013 г. $80 млн убытков) и за 29 млн евро (+$19 млн долга перед «Мечелом») – болгарскую ТЭЦ «Топлофикация русе». В итоге чистый долг компании с 2012 г. у «Мечела» снизился на 35% до $6,1 млрд.

В подготовке статьи участвовала Наталия Биянова