Минпромторг хочет разрешить продажу алкоголя возле школ и поликлиник

Роспотребнадзор и Минздрав против снятия ограничений
Минпромторг хочет разрешить продавать алкоголь возле школ и поликлиник, чтобы поддержать бизнес/ Е. Разумный/ Ведомости

Минпромторг разработал проект федерального закона, который разрешает продажу алкоголя в магазинах, расположенных около социальных и спортивных объектов, рассказал «Ведомостям» замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Ведомство предлагает исключить из законодательства о регулировании алкогольного рынка понятие прилегающих территорий, в пределах которых магазинам и кафе запрещается продавать алкоголь, пояснил он. Совершенствование регулирования розничной продажи алкоголя, в том числе снижение административных барьеров для бизнеса, прописано в дорожной карте по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, утвержденной правительством.

Правила определения границ территорий, где нельзя продавать алкоголь, утверждены правительством в конце 2012 г. Федеральный закон о регулировании рынка алкоголя запрещает его продажу в детских, образовательных, медицинских организациях, на культурных, спортивных, военных объектах, рынках и вокзалах и прилегающих к ним территориях.

Сейчас радиус границ устанавливают региональные власти, он может составлять от 10 до 1000 м, говорит Евтухов. Согласно исследованиям Минпромторга, если в некоторых городах на карту наложить все действующие ограничения по продаже алкоголя, «останется одно легальное место – кладбище», указывает он.

Налить будет проще

Законопроект Минпромторга также предполагает смягчение лицензионных требований розничной продажи алкоголя для общепита, рассказал Евтухов. Так, единственным условием для выдачи лицензии в законопроекте будет наличие помещения с залом обслуживания посетителей, сидячих мест и кухни, отметил он.

Подобные ограничения не снизили алкогольную зависимость среди населения, а лишь ударили по бизнесу, сетует Евтухов. Количество магазинов и кафе сокращается, бюджет недополучает налоги и акцизы, растет нелегальный оборот алкоголя, перечисляет он. Кроме того, у владельцев магазинов вымогают деньги, чтобы около их торговой точки не открывался, например, медкабинет, рассказывает Евтухов. Предложения Минпромторга, по его словам, поддержали представители власти и крупнейшие бизнес-ассоциации.

В Минздрав законопроект не поступал, сказал представитель ведомства. Отмена запрета может спровоцировать рост потребления алкоголя, в том числе среди детей и молодежи, и повысить криминогенную обстановку, отмечает он. Кроме того, законопроект противоречит глобальной стратегии Всемирной организации здравоохранения, предусматривающей регулирование числа и местоположения точек торговли алкоголем, замечает представитель Минздрава. Роспотребнадзор тоже считает недопустимым снятие ограничений по месту реализации для любых видов алкогольной продукции, добавляет представитель службы. Концепция госполитики по снижению алкоголизма среди населения до 2020 г. предусматривает ограничение розничной продажи алкоголя, в том числе по месту и времени, напоминает она. В Росалкогольрегулирование (РАР) проект закона не поступал, ограничился представитель РАР.

Запрет на продажу алкогольной продукции на «прилегающих территориях» является дублирующим ограничением и не выполняет функции по борьбе со злоупотреблением алкоголем, считает Андрей Дудоладов из дирекции по взаимодействию с органами государственной власти X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). Понятие прилегающей территории является весьма спорным, иногда норма ставит под угрозу работу сетевого продуктового магазина, соглашается представитель «Дикси». Внимание, по ее мнению, нужно направить на контроль легальности оборота алкоголя, а не на расчет десятков метров до ближайшего стоматологического или массажного кабинета.

Снятие ограничений значительно расширит радиус поиска помещений под торговые объекты, указывает представитель ритейлера «Лента». Ограничение не затрагивает гипермаркеты Metro Cash & Carrу – они обычно расположены на выезде из городов, говорит представитель компании. Зато норма непосредственно влияет на бизнес франчайзи проекта «Фасоль» (магазины малого формата), поэтому Metro будет следить за предлагаемыми изменениями, добавляет она.