Производители нефти не хотят договариваться о сокращении добычи

Fitch понизило прогноз средней цены на нефть в 2016 году до $35 за баррель
Цены на нефть лихорадит из-за нежелания производителей сокращать добычу/ В. Баранов/ Ведомости

В среду нефть подешевела на 4%, затем восстановилась, и к 21.30 Brent стоила $34,19/барр. Накануне Саудовская Аравия заявила, что не будет снижать добычу, а речь может идти только о замораживании поставок на текущем уровне, сказал министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими на конференции IНS CERAWeek в Хьюстоне. «Неэффективные производители должны уйти с рынка, пока цены не упали до $20/барр.», – считает он. При этом запасы нефти в США за неделю выросли на 0,7% до 507,6 млн барр.

16 февраля министры России, Саудовской Аравии, Катара и Венесуэлы обсудили возможность замораживания добычи на уровне 11 января 2016 г. Министр энергетики Александр Новак говорил, что эту идею поддержали страны, контролирующие 75% мирового экспорта нефти. Консультации с другими странами (среди них – США, Мексика, Норвегия) должны завершиться к 1 марта.

Иран присоединяться к соглашению не намерен. «Некоторые из наших соседей увеличили добычу до 10 млн барр./сутки и теперь имеют наглость советовать всем остановить повышение добычи. То есть они сохранят добычу на уровне 10 млн барр./сутки, а мы должны сохранить ее на уровне 1 млн. Это просто смешно», – приводит Reuters заявление министра нефтяной промышленности Ирана Биджана Зангане агентству ISNA. Иран только начал восстанавливать свою нефтяную промышленность после снятия санкций. Он намерен добывать 4,7 млн барр./сутки, для этого «нужно увеличить добычу на 700 000 барр./сутки», говорил в субботу заместитель министра нефтяной промышленности страны Рукн ад-Динна Джавади (цитата по агентству Shana).

Избыток нефти на рынке сейчас, по разным оценкам, – от 1 млн до 2 млн барр./сутки. Уже достигнутые договоренности о замораживании добычи сокращают производство на 1,3 млн барр./сутки, сказал в субботу Новак. Но контролировать исполнение замораживания добычи сложно, полагает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров: «Недоверие есть в самой ОПЕК». Надо сначала заморозить поставки и затем 3–4 месяца наблюдать за тем, что будет происходить на рынке, считает генеральный секретарь ОПЕК Абдалла аль-Бадри: «Если первый шаг будет успешным, мы предпримем дальнейшие меры».

Избыток предложения сохранится во второй половине 2016 г., хотя и уменьшится относительно текущих уровней и рынки, вероятно, достигнут баланса лишь в 2017 г., считают эксперты Fitch: «И даже тогда очень высокие запасы будут сдерживать рост цен». Агентство снизило прогноз цен на нефть в 2016 г. с $45 до $35/барр. Это связано с тем, что из-за мягкой зимы в сочетании с более высокой, чем ожидалось, добычей ОПЕК в январе были накоплены запасы нефти.

«По моему мнению, цена более чем в $100 за баррель в нынешних условиях – это перебор <...> Загадывать на длительный период времени бессмысленно, поскольку мы не знаем, какие технологии появятся, какой будет «энергетический микс», как часто говорят», – говорил вице-премьер Аркадий Дворкович (цитата по «Интерфаксу»). Новак заявил на прошлой неделе, что производителей и потребителей устроила бы цена нефти $50/барр. К 2020 г. цены на нефть могут достичь $80/барр., прогнозирует МЭА. Нестеров считает этот прогноз оптимистичным. У США есть возможность быстро восстанавливать добычу, говорит он. «При любом повышении стоимости немедленно отреагирует сланцевая отрасль и перекроет все сокращение [добычи]», – говорил генеральный секретарь ОПЕК Абдалла аль-Бадри (цитата по ТАСС). Это не даст нефтяным ценам превысить отметку $60/барр. Добыча сланцевой нефти в США сейчас снижается. По прогнозу МЭА, в 2016 г. она может сократиться на 600 000 барр./сутки, но в 2018 г. вновь начнет расти и к 2021 г. достигнет рекордного уровня 14,2 млн барр./сутки.

«Мы не считаем, что правительство [США] должно вмешаться и искусственно регулировать, сколько должно быть произведено и сколько должно быть экспорта», – прокомментировал специальный советник по международным отношениям в области энергетики госдепартамента США Амос Хохштайн возможность регулирования добычи (цитата по «Прайму»). Нестеров полагает, что лучшим «спасителем» будет сам рынок путем саморегулирования.