АО «Звезда-энергетика» организовало в Петербурге сборку дизельных электроагрегатов

Инвестиции в разработку – около 250 млн рублей
Чтобы удерживать цену на рыночном уровне, надо собирать 25–30 электроагрегатов в год/ Е. Егоров/ Ведомости

В Петербурге АО «Звезда-энергетика» запустило сборку дизельных электроагрегатов разной мощности. Инвестиции в проект в части НИОКР составят около 200–250 млн руб., будет разработано несколько видов электроагрегатов, сообщил председатель совета директоров «Звезда-энергетики» Николай Хаустов. Инвестиции в разработку окупятся при сборке 100–150 агрегатов, уточнил он.

«Звезда-энергетика» занимается проектированием, производством и строительством блочно-модульных электростанций мощностью до 2500 кВт на базе дизельных, газопоршневых и газотурбинных агрегатов, а также электрических подстанций и сетей, говорится на сайте компании. Она внесена в реестр поставщиков ПАО «Газпром» и ОАО «АК «Транснефть». По данным «СПАРК-Интерфакса», «Звезда-энергетика» на 68,25% принадлежит Lavenco Ltd, на 31,75% – ООО «Энерготех», выручка компании в 2014 г. – 5,6 млрд руб., чистая прибыль – 130 млн руб. Ранее «Звезда-энергетика» покупала электроагрегаты у российских и иностранных поставщиков.

Производственная мощность компании к марту 2017 г. достигнет 150 агрегатов в год – при одной рабочей смене, говорит Хаустов. По его словам, модульное производство загружено на 65–70%, объем продаж компании в 2015 г. составил 15 млрд руб., в 2016 г. выручка планируется на уровне 10 млрд руб. В структуре продаж станции около 30% приходится на структуры «Газпрома», в последние годы доля снизилась из-за сокращения инвестпрограмм газового монополиста, говорит Хаустов. По его словам, идут переговоры с компанией Cummins о возможности поставки 60 блочно-модульных электростанций для работы на Аляске. В Cummins не ответили на запрос «Ведомостей».

Продажи блочно-модульных электростанций приносят компании 20–25% выручки, говорит гендиректор «Звезда-энергетики» Алексей Андреев. По его словам, до конца 2016 г. компания планирует собрать примерно 30 электроагрегатов, годовой выпуск в 25–30 шт. позволит удерживать цены на уровне рынка. Моторы планируется закупать у «Камаза», Ярославского моторного завода и др., уточнил он. Аналогичный зарубежный электроагрегат мощностью 630 кВт стоит около $110 000–120 000, говорит Хаустов: «При производстве пилотной модели мы ставили цель не превысить эту цену, подразумевая дальнейшее ее снижение при запуске в серию». Чтобы получить экономический эффект, необходимо перейти к массовому выпуску изделий, говорит Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга.

На дизельном топливе работать крайне дорого, поэтому такие блочно-модульные электростанции используются в негазифицированных районах с резкопеременной нагрузкой в качестве пиковых станций, а также в районах с отсутствием централизованного электроснабжения, говорит управляющий партнер Агентства энергетического анализа Алексей Преснов. Однако рынок не растет, добавляет он. Основные заказчики – компании нефтяной и газовой отраслей, ЖКХ и инфраструктуры, говорит старший аналитик ИК «ЛМС» Дмитрий Марков.