Потребителям газомоторной техники не хватает заправочных станций в России

А поставщикам сжатого газа – используемых в стране машин
Основной потребитель сжатого газа – коммерческая техника/ Александр Николаев/ Интерпресс / PhotoXPress

«К сожалению, ни Москва, ни тем более регионы еще не готовы к массовому использованию автомобилей на газомоторном топливе, даже несмотря на то, что вид топлива перспективен по сравнению с электричеством или водородом», – считает начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин. DPD брала на тест автомобили, работающие на метане, рассказывает Воеводин: «Первое, с чем приходится сталкиваться, – это высокая стоимость автомобилей с заводским оборудованием, поэтому значительной экономии от эксплуатации получить не удастся. Вторая проблема – это сервисное обслуживание в дилерских центрах и гарантийный сервис». Но самым проблемным фактором, по его словам, стал дефицит заправочных станций.

В 2015 г. в России было продано 3172 машины, работающие на сжатом метане – компримированном природном газе (КПГ), что почти на 40% больше, чем годом ранее, подсчитал «Газпром». Еще около 5000 машин было переоборудовано под использование этого топлива. Совокупно в стране эксплуатируется около 110 000 автомобилей, работающих на КПГ. (Всего в России на 1 января 2016 г. зарегистрировано 40,9 млн легковых автомобилей, 3,95 млн шт. LCV и 3,69 млн грузовиков, по данным «Автостата».) Ключевые потребители автомобилей на КПГ – пассажирские транспортные компании, городские коммунальные службы.

Использование газомоторной техники позволяет сократить расходы на топливо, говорит представитель «Газпром газомоторное топливо» (единый оператор «Газпрома» по развитию рынка газомоторного топлива): стоимость КПГ в 2–3 раза ниже цен на бензин и дизельное топливо – 12 руб. за 1 куб. м. А из-за «высоких экологических свойств газомоторного топлива» у автомобилей увеличивается межсервисный период, добавляет он. Но уровень потребления КПГ в России по-прежнему «остается крайне низким – лишь 0,5% от всех видов моторных топлив (см. график), а средняя загрузка автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) составляет около 25%, отмечает «Газпром». По числу потребителей газомоторного топлива Россия находится на 20-м месте в мире, хотя лидирует по запасам природного газа, сожалеет представитель «Газпром газомоторное топливо».

Не хватает машин и заправок

«Мешает отсутствие достаточного количества заправочных станций для данных транспортных средств», – соглашается с ним гендиректор «Авто-ПЭК» (транспортный парк логистической компании ПЭК) Дмитрий Иевлев. Эту проблему усложняет то, что «объем топливных баков таких автомобилей вмещает топливо, которого хватает только на малые расстояния», добавляет он.

«АГНКС должны открываться по всей стране. Тогда, например, станет экономически выгодно использовать метановые автобусы на междугородных маршрутах дальнего следования, – говорит представитель Volgabus (производитель автобусов). – С другой стороны, энергетики думают о рентабельности и считают нецелесообразным строить АГНКС, пока в регионе не появится большое количество газомоторного транспорта».

Сейчас в России более 270 АГНКС, 213 из них – в управлении группы «Газпром». В 2016 г. концерн построит еще 35 станций и реконструирует четыре, рассчитывая, что это увеличит продажи газа через сеть АГНКС «Газпрома» на 11% до 480 млн куб. м. К концу 2018 г. компания планирует расширить свою сеть до 470 станций, а параллельно договаривается с операторами традиционной топливной розницы об оборудовании их АЗС блоками для заправки транспорта КПГ, говорит представитель «Газпром газомоторное топливо».

Потребление было бы выше, если бы не дороговизна газомоторного транспорта, считает «Газпром». По мнению концерна, для дальнейшего развития рынка необходимо расширение газомоторного автопарка на 15 000–20 000 единиц автотехники в год и повышение ее доступности для потребителя. Сам «Газпром» закупил в прошлом году 1184 единицы газобаллонной техники, план на 2016 г. – 1459 шт. (на сумму более 6 млрд руб.). В обозримой перспективе концерн останется основным потребителем таких машин в России, собираясь приобрести еще более 22 000 шт.

Российское правительство стимулирует рынок этой техники за счет субсидий: в 2016 г. на госпрограмму стимулирования спроса на автобусы и технику для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на КПГ, как и в 2015 г., выделено 3 млрд руб. субсидий. Этой суммы хватит, чтобы дополнительно продать в текущем году 1700 машин, подсчитали чиновники.

О чем говорят заводы

Основные российские производители газомоторной техники – группа ГАЗ, «Камаз», Volgabus. Мощность производства газомоторной техники на «Камазе» – 8000 машин в год. Volgabus, по словам ее представителя, выпустила в 2015 г. 180 автобусов, работающих на газомоторном топливе, план на 2016 г. – 300 шт. Представитель группы ГАЗ размеры производства газомоторной техники не называет и лишь подчеркивает, что «компания является крупнейшим в России производителем коммерческих автомобилей и автобусов всех классов и назначений, работающих на сжатом природном газе».

Чтобы увеличить производство газомоторной техники в России, «необходимо решить вопрос по синхронизации развития дорожной инфраструктуры и увеличению парка автотранспорта на природном газе, в первую очередь автобусного и коммунального транспорта», считает представитель группы ГАЗ. Также необходимы долгосрочные программы стимулирования рынка: в частности, для потребителей серьезным стимулом могла бы стать комплексная трехлетняя программа субсидирования обновления газомоторного автопарка, продолжает он. Кроме того, по его мнению, необходимо индексировать размер субсидий и расширять модельный ряд техники, участвующей в программах.

Иностранные компании тоже предлагают в России газомоторную технику, но налаживать ее выпуск в нашей стране не спешат. «Несмотря на наличие у Scania производственных мощностей [в Санкт-Петербурге], а также очевидные антикризисные преимущества газовой техники, связанные с сокращением затрат на топливо и обслуживание, для разворачивания линии в России есть целый ряд сдерживающих факторов, ключевым из которых является отсутствие сформированного спроса на газомоторные транспортные средства, – объясняет коммерческий директор «Скания-Русь» Сергей Яворский. – Однако перспективы и емкость этого рынка представляются нам значительными». По его мнению, «позитивные тенденции развития этого сектора можно будет наблюдать в посткризисный период».

По прогнозу российского правительства, к 2020 г. российский рынок КПГ (в качестве моторного топлива) составит 1,26 млрд куб. м в год, а количество заправок – 743 шт.