«Сиа интернейшнл» предоставляла аптечной сети «Фармакор» скидки на продукцию в размере до 20%

Арбитраж учел это при рассмотрении иска дистрибутора
Скидки от дистрибуторов в этом году в среднем составляют 5–10%/ Е. Егоров/ Ведомости

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти удовлетворил требования ООО «Сиа интернейшнл – Санкт-Петербург» к ЗАО «Фармакор» меньше чем на 1%. Дистрибутор требовал взыскать с аптечной сети 894 млн руб. задолженности за поставку товара, суд принял решение о взыскании лишь 3,2 млн руб., следует из опубликованного решения. Дистрибутор будет его обжаловать, говорит директор юридического департамента АО «Сиа интернейшнл лтд» Денис Афанасов. По его словам, дистрибутор прекратил отгрузку товаров «Фармакору» и не планирует возобновлять ее до урегулирования судебного спора.

В ноябре 2015 г. стороны зафиксировали задолженность «Фармакора» перед дистрибутором в 269 млн руб., определил суд. Сеть должна начать выплаты в апреле 2016 г., а закончить в декабре 2018 г. Поскольку на момент рассмотрения дела срок обязательств по оплате «Фармакором» товара не наступил, у «Сиа интернейшнл» отсутствует право требовать взыскания в суде, установил арбитраж.

Кроме этого «Фармакор» представил доказательства частичной оплаты товара сверх указанного «Сиа интернейшнл», следует из дела. Суд также скорректировал требования с учетом скидок и премий, которые дистрибутор предоставил аптечной сети, – они не были учтены в расчетах «Сиа интернейшнл».

Долговая болезнь

К «Фармакору» в 2015 г. подано 15 исков с общей суммой требований на 1,5 млрд руб., следует из базы «СПАРК-Интерфакс».

В июне 2015 г. партнеры заключили соглашение, которое предусматривает премию в 20%, если «Фармакор» с 1 апреля 2014 г. по 30 сентября 2015 г. приобретет у «Сиа интернейшнл» товаров на сумму не менее 1 млрд руб. За это время дистрибутор поставил товаров на 1,33 млрд руб., премия сети составила 267 млн руб., следует из материалов дела. Также соглашение предполагает премию от 5 до 12% в зависимости от размера ежемесячного платежа. В периоды с января по апрель и с июля по сентябрь 2015 г. «Фармакор» перечислил 225 млн и 125,2 млн руб. соответственно, премии составили 26 млн и 38 млн руб. Помимо этого «Сиа интернейшнл» согласилась дать премию в 15%, если «Фармакор» за два года приобретет не менее 5000 упаковок определенных препаратов. За 2014 и 2015 гг. «Фармакор» превысил этот объем, стоимость препаратов составила 119,6 млн руб., а премия превысила 17,9 млн руб.

СИА применяет несколько программ для клиентов по стимуляции продаж, говорит Афанасов из «СИА интернейшнл».

Предоставленные скидки выше рыночных, оценивает дистрибутор из топ-10. Эти скидки идут по верхней границе, другое дело, что они должны быть унифицированы и предоставляться одинаково всем игрокам, в противном случае можно обратиться в ФАС, считает топ-менеджер другого дистрибутора. По его словам, скидки очень важны при продвижении новых товаров или в других случаях, когда дистрибутор хочет быстро нарастить продажи. Указанные суммы все-таки немного выше среднерыночных значений, в среднем размер скидки в зависимости от объема закупки в этом году варьировался в пределах 5–10%, но есть и другие виды скидок, говорит директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.

Размер скидки зависит от объемов поставки, периода отсрочки платежа, величины поставщика и размера аптечной сети, продолжает эксперт. По его словам, максимальную скидку может получить крупная сеть, которая покупает наибольший объем товара от средних размеров оптовика и платит наличными (либо с минимальной отсрочкой).

Опрошенные «Ведомостями» аптечные сети отказались обсуждать коммерческие условия договоров. Представители «Фармакора» на запрос «Ведомостей» не ответили.

Сеть «Фармакор» основана в 1991 г. Александром Афанасьевым. По данным RNC Pharma, у «Фармакора» по итогам 2015 г. было 223 аптеки, за прошлый год оборот сети составил около 5,9 млрд руб. Доля «Фармакора» на рознично-коммерческом рынке лекарственных препаратов России по итогам 2015 г. – 0,65%, а в Петербурге он вошла в топ-3 с долей 7,2%. Доля «Сиа интернейшнл» на российском рынке в 2015 г. снизилась на 0,7 п. п. до 7,1%, дистрибутор занимает по этому показателю 7-е место в рейтинге RNC Pharma. По собственным данным, «Сиа интернейшнл» поставляет лекарственные средства более чем в 28 000 аптек и лечебно-профилактических учреждений.