Выручка «Петербургских аптек» в 2015 году выросла на 18%, а прибыль – в 4 раза

Годом раньше сеть потратила 175 млн рублей на ремонт
«Петербургские аптеки» пытаются расширить аудиторию, в том числе за счет продвижения в интернете/ Е. Егоров/ Ведомости

Выручка городского ОАО «Петербургские аптеки», управляющего его одноименной сетью, в 2015 г. увеличилась на 18,2%, почти до 7 млрд руб., прибыль выросла в 4 раза до 101 млн руб., следует из отчетности. Рентабельность продаж выросла на 0,6 п. п. до 1,9%, нормальное значение для отрасли – 4%, отмечает компания в пояснительной записке.

На сайте сети перечислены 83 аптеки в Петербурге. «Петербургские аптеки» получили от города восемь помещений в аренду, сказано в пояснительной записке. Условия аренды там не раскрываются, но указано, что УФАС по Петербургу дало согласие на получение городской преференции сроком от трех до пяти лет. В 2015 г. ритейлер потратил на ремонт аптек 46 млн руб., в 2014 г. – 175 млн руб. (включая оборудование). В переоборудованных аптеках выручка в 2014 г. выросла от 33 до 203%, сказано в отчете.

Аудитория «Петербургских аптек» – люди пенсионного возраста с низким уровнем дохода, люди от 35 до 50 лет со средним и выше уровнем дохода, указывала компания в отчете за 2014 г. Также у «Петербургских аптек» есть госконтракт на оказание услуг по приемке, хранению, доставке и отпуску лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения гражданам, имеющим право на социальную помощь.

В 2015–2016 гг. компания планировала выйти в сегмент потребителей от 25 до 35 лет. Основным каналом продвижения должен был стать интернет, поэтому компания создавала и продвигала свой сайт, следует из отчета. «Петербургские аптеки» планировали снизить среднюю торговую наценку к 2016 г. до 22,5%. Также стратегия предусматривала уменьшение срока оборачиваемости товара, сокращение доли неликвидных товаров, увеличение глубины ассортимента по ключевым группам.

Финансовые скидки и премии поставщикам в прошлом году увеличились на 18,8% до 30,3 млн руб., дебиторская задолженность – на 57% до 63,4 млн руб., кредиторская – на 5% до 807,4 млн руб. Основные требования – у АО «НПК «Катрен» (174 млн руб.), ЗАО «ЦВ Протек» (136 млн руб.), ООО «Профитмед СПб» (114 млн руб.), ООО «Пульс СПб» (98 млн руб.), ЗАО «Роста» (78 млн руб.).

В 2014 г. доля «Петербургских аптек» на рынке города составляла 16,2% в денежном выражении и 22,1% в натуральном, следует из годового отчета. В числе крупнейших игроков рынка там указаны «Озерки», А5 Group, «Радуга» (включая бренды «Первая помощь» и «Ленинградские аптеки»), «Фармакор», «Невис», говорится там же.

Оборот дискаунтера «Озерки» за 2015 г. увеличился на 14,7% до 15,13 млрд руб., рассказывала гендиректор аптечной группы «Эркафарм» Анастасия Карпова (цитата по «Интерфаксу»). На конец 2015 г. в Петербурге работало 38 аптек «Озерки», сеть оценивает свою долю на розничном фармрынке города в 35%. Средний оборот одной аптеки «Озерки» в Петербурге, по словам Карповой, около 30 млн руб. в месяц.

В сети «Первая помощь» средний чек упал, но количество клиентов осталось на прежнем уровне, говорит замдиректора по развитию сети Павел Неуронов. По данным аналитического агентства DSM Group, российский фармрынок по итогам 2015 г. вырос на 8,2% до 1,25 трлн руб., в упаковках за этот же период продажи лекарств сократились на 4,4% до 5,1 млрд шт.