Статья опубликована в № 4050 от 07.04.2016 под заголовком: Budweiser в России остается без охраны

Пивоварня Budejovicky Budvar хочет получить монополию на бренд Budweiser Budvar

Но оспорить отказ в предоставлении правовой охраны на товарный знак ей пока не удалось

Чешская государственная пивоварня Budejovicky Budvar не смогла оспорить в Роспатенте отказ в предоставлении правовой охраны на принадлежащий ей международный товарный знак Budweiser Budvar. Соответствующее заключение Роспатента размещено на сайте службы.

Этот товарный знак зарегистрирован в России за Budejovicky Bud­var еще с 1970-х гг., следует из базы Роспатента. Но так как товарный знак Budweiser Budvar имеет в своей части географическое наименование, а именно производную от чешского города Будеёвице, или Budweis по-немецки, где находится пивоварня, то как неохраняемый элемент он может быть частью другого товарного знака, поясняет адвокат МКА «Клишин и партнеры» Владимир Энтин.

С 2013 г. чешская пивоварня пыталась добиться эксклюзивного права на использование наименования Budweiser Budvar в России, но в конце 2014 г. Роспатент отказал заявителю. Служба аргументировала свою позицию именно тем, что Budweiser Budwar уже зарегистрирован в России как наименование места происхождения товара. То, что он зарегистрирован той же Budejovicky Budvar, не отменяет правила, указывает Энтин. Рос­патент, по его мнению, подошел к вопросу формально: служба посчитала, что в случае предоставления охраны на товарный знак, совпадающий с наименованием его места происхождения, могли бы быть нарушены права других производителей из Будеёвице, поясняет Энтин.

Географические наименования для принадлежащих пивоварне брендов зарегистрированы уже в 150 странах мира, сказано на сайте Budejovicky Budvar.

Сейчас Budejovicky Budvar может оспорить решение в Суде по интеллектуальным правам, отмечает Энтин, но придется доказать, что регион Budweiser Budvar ассоциируется у потребителей с одним-единственным производителем – Budejovicky Budvar. Для этого можно предоставить результаты социологического исследования, уточняет он.

Столетний спор

С 1911 г. Budejovicky Budvar пребывает в перманентном споре о бренде Budweiser с компанией Anheuser-Busch (сейчас – Anheuser-Busch InBev). С 2000 по 2009 г. завершено 115 судебных споров, из которых Budejovicky Budvar победила в 82, говорится на сайте чешской пивоварни. В результате в ряде стран Anheuser-Busch InBev, в том числе и в России, продает пиво под брендом Bud. Для Anheuser-Busch InBev решение Роспатента правовых последствий не несет, заверил директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям компании Ораз Дурдыев.

Пивоварня Budejovicky Budvar изучает решение Роспатента и, «разумеется, предпримет законные действия для защиты своих прав», сообщил представитель компании. Хотя на ее импорт в Россию это решение никак не повлияет, уверяет он: «Мы по-прежнему владеем несколькими товарными знаками, включающими слово Budweiser. Импорту [решение Роспатента] не повредило».

По данным Euromonitor Inter­na­tio­nal, Budweiser не входит даже в первые полсотни наиболее популярных брендов в России. Однако среди импортных пивных марок он входит в тройку крупнейших после Spaten и Krusovice, уточняет сотрудник Московской пивоваренной компании (МПК), с которой у Budejovicky Budvar эксклюзивный импортный контракт. В 2015 г. МПК ввезла около 3 млн л Budweiser (5 млн л – в 2014 г., прогноз на 2016 г. – 4 млн л). Но пока этот товарный знак не получил полную правовую охрану, этим пользуются так называемые параллельные импортеры, не имеющие соответствующего соглашения с пивоварней, сетует собеседник «Ведомостей». Для таких известных брендов, как Budweiser, это очень существенные потери, утверждает он.

После двух лет роста продаж сегмент импортного пива в России в 2015 г. сократился на 11% в натуральном выражении и сейчас составляет около 1% от всего рынка пива, отмечает директор по работе с глобальными клиентами Nielsen Марина Лапенкова. Это в первую очередь обусловлено тем, что средняя цена на импортное пиво в 3 раза выше средней по категории, поясняет она. Тем более что локализованные в России премиальные марки дешевле на 20–60%, отмечает Лапенкова. Количество новых ввозимых брендов пива, по ее словам, сокращается: если сегодня на полках магазинов в течение месяца появляется около трех новых брендов, то в 2015 г. эта цифра была в 2 раза больше.

Если Budejovicky Budvar не сможет добиться правовой охраны на товарный знак Budweiser Budvar на территории России, то любая компания, зарегистрированная в этой местности, сможет продавать в России одноименное пиво, предупреждает Энтин, а если наоборот, то через таможенный реестр сможет запретить ввоз в Россию такого пива.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать