«Нефрит-керамика» незаконно использовала чужой дизайн, решило УФАС

Жалобу подала «Керама Марацци»
«Керама Марацци» настаивает на том, что НК нарушило ее авторские права/ Е. Егоров/ Ведомости

ОАО «Нефрит-керамика» (НК) нарушило статью 14.5 закона «О защите конкуренции», установило 20 апреля УФАС по Ленобласти. Компания незаконно использовала дизайн плитки «Луиза», принадлежащий ООО «Керама Марацци» (КМ), при производстве плитки «Кензо 2». Компании грозит штраф в размере от 1 до 15% от годового оборота, кроме этого НК не может больше производить и продавать указанную плитку без разрешения правообладателя. Размер штрафа будет определен в рамках отдельного производства в течение года, но обычно это происходит сразу же после факта выявления нарушения, сообщил Глеб Коннов, замруководителя Ленинградского УФАС.

КМ в 2015 г. поставила плитку «Луиза» для отделки квартир ЖК «Лондон» (застройщик - ЗАО «Развитие территорий «Петербургская недвижимость», входит в холдинг Setl Group), рассчитывая продолжить поставки на другие объекты. В этом же году застройщик отказался от дальнейших поставок «Луизы» и заключил контракт с НК на поставку плитки «Кензо 2» с аналогичным дизайном. На заседании УФАС представитель НК заявил, что «Петербургская недвижимость» сама обратилась с предложением о поставке. В Setl Group нет информации об обращениях «РТ «Петербургская недвижимость» в НК с подобным предложением, сообщила представитель холдинга. «Петербургская недвижимость» могла ввести в заблуждение своих клиентов насчет производителя плитки, информацию о котором можно найти только на ее обороте, говорит сотрудник УФАС.

КМ настаивает на том, что НК нарушило ее авторские права. Дизайн плитки «Луиза» разработала в 2012 г. итальянская фирма Stile Grafico Snc di Guerzoni Loredana e C, различия в деталях рисунка у плиток двух компаний – 2,6% от общей площади их поверхности, говорится в экспертном заключении, проведенном по заказу КМ.

«Луиза» и «Кензо 2» - декорированная настенная плитка, но на объекты она поставляется в рамках коллекции, в которую входят также настенная фоновая плитка и напольная плитка, объясняет Алексей Панич, партнер юридической фирмы Herbert Smith Freehills (представляет интересы КМ). «Луиза» и «Кензо 2» имеют сопоставимую цену, но коллекция, в которую входит «Кензо 2», в целом дешевле на 20%, говорит источник, знакомый с материалами дела. «Луиза» на розничном рынке стоит около 420 руб. за 1 кв. м. Плитка «Кензо 2» в розницу не поступала.

«Решение незаконно, мы будем его оспаривать в суде», - сообщил «Ведомостям» представитель НК. По его словам, УФАС превысило свою компетенцию. У КМ нет патента на промышленный образец, а все споры, связанные с нарушением интеллектуальных прав, рассматриваются судом, а не антимонопольным ведомством, говорил представитель НК на заседании УФАС. По его информации, экспертное заключение сделано без привлечения экспертов, обладающих специальными знаниями: «КМ привлекла патентного поверенного без искусствоведческого образования, который не может оценивать объекты авторского права». Выручка НК в 2015 г. составила 1,7 млрд руб., чистая прибыль – 50 млн руб., по данным «СПАРК-Интерфакса».

Если НК сможет доказать, что создала эту плитку под заказ и по дизайну, предоставленному заказчиком, у нее есть шансы снять с себя претензии ФАС и КМ и уйти от штрафа, в таком случае отвечать за случившееся придется заказчику, говорит партнер юридической фирмы «Лосев и партнеры» Вячеслав Лосев. По его словам, в таком случае дело выйдет за пределы компетенции ФАС, так как НК и застройщик не конкуренты, и будет рассматриваться судом по интеллектуальным правам.