Региональные ритейлеры просят запретить демпинг в рознице

Они жалуются премьеру Медведеву на политику федеральных сетей, чья экспансия в регионы в условиях кризиса усилилась
Крупнейшие региональные сети и пищевая промышленность просят правительство запретить продавать продукты питания по цене ниже закупочной/ А. Гордеев/ Ведомости

Российские региональные ритейлеры, входящие в Союз независимых сетей (СНС), обратились в правительство с просьбой – в процессе нынешнего обсуждения поправок в закон о торговле учесть их надобности. Список предложений СНС содержится в письме (копия есть у «Ведомостей»), которое в понедельник, 25 апреля, направил председателю правительства Дмитрию Медведеву директор СНС Сергей Кузнецов. В частности, СНС надеется законодательно запретить продавать в рознице продукты питания ниже закупочной цены.

Кузнецов подтвердил, что письмо отправлено Медведеву. Пресс-секретарь председателя правительства Наталья Тимакова на запрос «Ведомостей» не ответила. Представитель профильного Министерства промышленности и торговли сообщил, что министерство получило предложения СНС в понедельник и в настоящий момент они находятся в работе. «Необходимо оценить предлагаемые меры и возможные последствия от их реализации», – описал предстоящую Минпромторгу работу его представитель.

Поправки в закон о торговле, предложенные группой депутатов во главе с Ириной Яровой, были приняты Госдумой в первом чтении в мае 2015 г., но второе чтение неоднократно переносилось. Розничным сетям не все нравится в поправках, и они рассчитывали, что законодательный процесс затянется. Но полторы недели назад вопрос о поправках возник на прямой линии с президентом России Владимиром Путиным, после чего в перечне поручений на президентском сайте появилось, что новая версия закона о торговле должна быть принята в весеннюю сессию Госдумы. Если поправки будут приняты, ритейлерам придется сократить отсрочку оплаты реализованных продуктов, а также вдвое уменьшить ретробонусы – с сегодняшних 10% до 5%.

Эти поправки направлены на регулирование отношений крупнейших игроков, тогда как работа небольших компаний будет сильно осложнена, полагает Кузнецов. Чтобы сгладить возможный негативный эффект для региональных сетей, союз и направил свои предложения правительству, объяснил директор союза.

СНС в письме Медведеву указал, что в условиях кризиса усилилась экспансия в регионы крупнейших игроков рынка розничной торговли. По мнению союза, главный инструмент в такой экспансии – продажа товаров по цене ниже закупки, демпинг. СНС называет это стратегией выжженной земли, направленной на уничтожение конкурентов из числа региональных торговых сетей с целью последующего навязывания местным и федеральным производителям собственных закупочных условий с позиции доминирования.

«Цена на полке изменяется в зависимости от цены у поставщиков, уровня спроса в конкретном регионе и общего ценового позиционирования сети», – прокомментировал письмо СНС представитель Х5 Retail Group.

Четверть всей пищи

24% такова доля 10 крупнейших розничных компаний на российском рынке торговли продовольствием по итогам 2015 г. (данные из отчета Х5 Retail Group). За год эта доля выросла на 2,5 процентного пункта

Представитель «Магнита» отказался от комментариев.

«Это инструмент конкурентной борьбы, и это востребовано сегодня потребителем. Не ясно, как именно будет работать такой механизм», – недоумевает сотрудник другого федерального ритейлера. По словам его коллеги еще из одной федеральной розничной компании, крупнейшие ритейлеры, выходя в новые для них регионы, вынуждены конкурировать по цене с местными, так как получают худшие места и худшие условия у поставщиков по сравнению с уже давно работающими сетями.

Вопрос запрета продаж дешевле закупочной цены СНС и «Русбренд» поднимали и на совещании с депутатами Госдумы вчера, говорят три участника встречи. Но, по их словам, это предложение не поддержал представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС), так как есть риски, что подобное ограничение де-факто запретит проводить распродажи. Пресс-служба ФАС вчера не ответила на запрос «Ведомостей».

«Русбренд» – за ограничение продажи продовольствия ниже закупочной цены, подтвердил исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев: «Мы выступаем скорее не за запрет, а за регулирование подобной практики». Для участников «Русбренда», среди которых Danone, Mars и другие крупные представители пищевой промышленности, это важно с точки зрения позиционирования, продолжил он: «Мы работаем с брендированной продукцией, и цена – один из инструментов позиционирования. Когда премиальный бренд продается дешевле среднеценового, это вызывает недоумение у покупателя».

По словам Поповичева, «Рус­бренд» поднимал вопрос о соотношении цены закупки и продажи еще семь лет назад, когда в первый раз обсуждался закон о торговле. «Это не запретит распродажи: во-первых, они чаще касаются непищевой продукции. А во-вторых, это нарушает баланс на рынке, когда крупный ритейлер продает товар по цене ниже закупочной, а его конкуренты начинают требовать у поставщика такой цены», – рассуждает он.

И Поповичев, и Кузнецов ссылаются на опыт других стран, в частности Франции, где, по словам Кузнецова, запрещена продажа продуктов по цене ниже себестоимости. А Поповичев считает, что ритейлеры в случае проведения распродаж или промоакций могли бы согласовывать с поставщиками продажу товаров по ценам ниже закупочных.

Еще одна проблема, которую хочет решить СНС, – поставки товаров в розничные сети от тех сельхозпроизводителей, кто платит единый сельскохозяйственный налог и не платит НДС. «Дополнительная торговая нагрузка ложится на розничные сети, что делает продукцию российских производителей менее конкурентоспособной <...> Аналогичная ситуация существует при сотрудничестве с переработчиками сельскохозяйственной продукции, применяющими упрощенную систему налогообложения», – перечисляется в письме Медведеву. Эти проблемы можно устранить, разрешив использовать таким производителям договоры комиссии при поставках продукции в сети, считает СНС.