«Балтийский берег» будет работать с недорогой рыбной продукцией

Компания отказалась от производства из лосося и форели
Производители рыбной продукции осознали: лосось россиянам теперь не по карману/ Гусейнов Виктор/ Комсомольская правда / PhotoXPress

Рыбоперерабатывающий холдинг «Балтийский берег» не планирует возвращаться к производству продукции из лосося и форели, если цены на сырую рыбу останутся прежними, сообщила директор по развитию компании Анна Шевелева. Из-за того что выпуск такой продукции прекращен, выручка «Балтийского берега» сократилась в I квартале 2016 г. на 26,6% год к году и составила 1,8 млрд руб., говорится в квартальном отчете компании.

На продукцию из красной рыбы у «Балтийского берега» приходилось 10–15% оборота, оценивал финансовый директор рыбоперерабатывающей группы РОК-1 Дмитрий Козлов. Лососевых для «Балтийского берега» выращивало на фермах в Мурманской области дочернее предприятие «Русский лосось». В 2015 г. в садках компании возникла эпизоотия – у рыбы выявили сразу два заболевания: миксобактериоз и инфекционную анемию. В январе нынешнего года была забита рыба на последней из ферм. В «Балтийском береге» тогда говорили, что в этом или следующем году, когда будет найдено финансирование, компания снова возьмется за разведение лососевых. В этом году засадка ферм не планируется, предупредила Шевелева.

В феврале «Русский лосось» обратился с заявлением о собственном банкротстве, а в апреле в компании введено конкурсное производство. Сам «Балтийский берег» начал процедуру банкротства в декабре 2015 г., в январе введено наблюдение.

Рост цен на сырую рыбу вызван падением рубля, санкциями (до эмбарго, введенного в августе 2014 г., основным поставщиком лосося в Россию была Норвегия. – «Ведомости»), а теперь и сокращением поставок из Чили, сетует Шевелева. Из-за массовой гибели рыбы в Чили цены на лосось в этой стране выросли на 50%, а производство в этом году может сократиться на 20–25%, сообщала на прошлой неделе Financial Times. «Конечная цена для потребителя будет гораздо более высокой, чем прежде, а пытаться удержать покупателя, работая с минимальной наценкой, неэффективно», – утверждает Шевелева.

Новая рыба не появится

Другой российский производитель рыбы – «Русская аквакультура» в этом году не закупала мальков, сообщил ее гендиректор Илья Соснов, но в садках компании выращивается около 3000 т атлантического лосося и форели.

Тем не менее «Балтийский берег» рассчитывает в 2016 г. получить выручку не менее чем 12 млрд руб., говорится в отчете компании; выручка компании за 2015 г. – 10 млрд руб. «У нас много других товарных групп, которые пользуются устойчивым спросом, – объясняет Шевелева. «Балтийский берег» начинал с масс-маркета, в их ассортименте только продукция из красной рыбы была премиального уровня, знает менеджер одной из рыбоперерабатывающих компаний.

В 2016 г. «Балтийский берег» вводит в ассортимент позиции в низком ценовом сегменте, говорится в отчете компании: на рынок выходят продукты, не требующие дополнительного приготовления: рыбные паштеты, икра в соусах и проч. Для их приготовления не требуется сырой красной рыбы, говорит Шевелева.

«Балтийский берег» ищет новых поставщиков сырой рыбы, говорится в отчете компании. По словам Шевелевой, обсуждается и перспектива введения дальневосточной рыбы в ассортимент.

Рыбопереработчики завершили реструктуризацию ассортимента в середине 2015 г., процесс начался после введения эмбарго, производить продукцию из красной рыбы стали меньше, говорит Козлов. «Балтийскому берегу», работавшему с собственным сырьем, было бы сложно перестроиться на работу с импортной рыбой – для этого нужны другие технологии, считает он.

Многие производители сейчас стараются производить продукцию в таком формате, который позволит потребителям по-прежнему включать товар в потребительскую корзину, говорит Шевелева. Спрос на дешевую рыбную продукцию растет, а на дорогую – снижается, но сохраняется, говорит гендиректор торгового дома «Меридиан» Светлана Федосеева, у «Меридиана» растет спрос на сурими, готовые морепродукты. Продукция из красной рыбы 1,5–2 года назад занимала существенную долю в ассортименте «Меридиана», сейчас – небольшую, констатирует Федосеева. Цены на сырую рыбу выросли за последние месяцы на 20%: вслед за Чили о повышении цен заявили Фарерские острова и Норвегия, что существенно повлияет на спрос, заключает Федосеева.