Крупным совладельцем «Камаза» оказался Виталий Мащицкий

Он контролирует 11% компании, это третий пакет после «Ростеха» и Daimler
Панамское досье навело на след совладельцев «Камаза»/ Е. Разумный/ Ведомости

О том, что Мащицкий является совладельцем «Камаза», «Ведомостям» рассказали два человека, близких к «Ростеху» и миноритарному акционеру «Камаза», основателю «Тройки диалог», а ныне президенту и партнеру инвестбутика «Варданян, Бройтман и партнеры» Рубену Варданяну. Представитель Мащицкого это подтверждает.

Сейчас крупнейшими акционерами «Камаза» являются «Ростех» (49,9%), Daimler (15%) и кипрская Avtoinvest Limited (23,54%). Бенефициары последней никогда не раскрывались. Зато компания Avtoinvest Ltd упоминается в панамском досье – базе данных юридической компании Mossack Fonseca, доступ к которой получил журналистский консорциум ICIJ. «Ведомостям» удалось ознакомиться с частью досье. Из него следует, что компания друга детства президента России Владимира Путина – виолончелиста Сергея Ролдугина – пыталась участвовать в скупке акций «Камаза». Sonnette Overseas в 2008 г. за $1,5 млн купила 15% акций компании Avto Holdings и заключила с четырьмя остальными ее совладельцами акционерное соглашение. Партнеры уполномочили Avto Holdings управлять кипрской Avtoinvest (на 100% принадлежала Troika Dialog Avto Holdings), которой тогда принадлежало 27% акций «Камаза». Кроме того, Avto Holdings получила опцион на выкуп Avtoinvest. Но цель в итоге выполнена не была, а в 2014 г. соглашение акционеров было расторгнуто.

Имен бенефициаров Avtoinvest в панамском досье нет. Близкий к Варданяну человек утверждает, что на самом деле их всегда было трое. Причем Ролдугина в их списке нет и никогда не было.

Сейчас, говорит собеседник «Ведомостей», доля Avtoinvest переводится в российскую юрисдикцию. В базе СПАРК «Ведомости» обнаружили зарегистрированное в октябре 2015 г. ООО «Автоинвест». 30% его долей принадлежит гендиректору «Камаза» Сергею Когогину, 50% – «Пирсон холдинг лимитед» из Белиза и 20% – «Ноэлия холдингс» с Британских Виргинских островов.

Именно это ООО получит от Avtoinvest принадлежащие ему сейчас 23,54% акций «Камаза», говорят два человека, близких к Варданяну и «Ростеху». Бенефициары и их доли при этом не изменятся. Бенефициар «Ноэлии» – сам Варданян, говорит его знакомый. А «Пирсон», продолжает собеседник «Ведомостей», принадлежит президенту «Ви холдинга» Мащицкому. Близкий к «Ростеху» человек это подтверждает.

Исходя из распределения долей получается, что Мащицкий контролирует 11,77% «Камаза», Варданян – 4,7%, Когогин – чуть более 7%. Последний ранее говорил, что контролирует «более 5%» «Камаза».

Мащицкий в 2000-х гг. в качестве портфельного инвестора скупал через «Тройку диалог» акции разных российских компаний, в том числе «Камаза» и «АвтоВАЗа», передал «Ведомостям» представитель бизнесмена. Бумаги «АвтоВАЗа» он продал, а акции «Камаза» остались в портфеле (подробнее об инвестициях Мащицкого в автопром см. статью на стр. 20).

Друзья с детства

Мащицкий дружит с Чемезовым еще с Иркутска, где оба выросли. «Вместе курили, ходили на танцы, как все подростки, – рассказывал Мащицкий про Чемезова «Ведомостям». – Мы дружим всю жизнь». Они «знакомы с молодости», подтверждала пресс-служба «Ростеха». В 2015 г. Мащицкий впервые попал в список богатейших россиян от Forbes, заняв 135-е место. Журнал оценил его состояние в $650 млн. В нынешнем году бизнесмен переместился на 165-е место: по оценками издания, его состояние снизилось до $500 млн.

Перевод пакета на ООО «Автоинвест» должен завершиться в этом году, говорит один из собеседников «Ведомостей». Длительность процесса он объясняет тем, что много времени потребовалось на согласования с Daimler.

Варданян организовывал скупку акций «Камаза», а его партнер обеспечивал финансирование. Поэтому-то Мащицкий впоследствии и получил больший пакет, хотя был меньше вовлечен в управление и процессы принятия решений, объясняет человек из окружения Варданяна. По его словам, Когогин также вкладывал деньги в скупку акций. Впоследствии партнеры рассчитывали перепродать пакет, рассказывает собеседник «Ведомостей».

Представители «Ростеха», «Камаза», Daimler, Варданян и Когогин отказались от комментариев.

На вопрос, планирует ли консорциум продать свои акции в «АвтоВАЗе» или «Камазе», человек, знакомый с его совладельцами, отвечает так: если это и случится, «это будет общее решение партнеров». Если это и произойдет, то покупателем вряд ли станет стратегический инвестор, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Он напоминает, что у «Камаза» уже есть индустриальный партнер в лице Daimler. Концерн не только владеет 15% «Камаза», но и создал с российской компанией СП по выпуску грузовиков Mercedes-Benz, а также совместно строит завод кабин. Daimler не намерен наращивать свой портфель в компании, говорит представитель концерна.

Возможно привлечение портфельных инвесторов, размышляет Беспалов. Но с учетом падающего с 2013 г. автомобильного рынка и финансовых результатов самого «Камаза» (в 2015 г. компания получила 2,4 млрд руб. убытка по МФСО) у консорциума в ближайшее время вряд ли будет возможность продать пакет по цене, сопоставимой со сделкой 2008 г., считает Беспалов. Тогда Daimler купил 10% «Камаза» за $250 млн. По итогам торгов на Московской бирже 20 мая капитализация «Камаза» составила около 26 млрд руб. ($390 млн).