Пиво в пластиковой упаковке ограничили 1,5 литра

Новая норма начнет действовать с 1 января 2017 года
Продукцию в емкостях свыше 1,5 л разрешено продавать в рознице до 1 июля будущего года, следует из текста законопроекта /М. Стулов

Депутаты Госдумы 10 июня во втором и третьем чтении приняли поправки в закон о регулировании алкогольного рынка, которые с 1 января 2017 г. ограничивают производство и оптовые продажи пива в пластиковой (ПЭТ) упаковке 1,5 л, следует из базы законопроектов. При этом продукцию в емкостях свыше 1,5 л разрешено продавать в рознице до 1 июля будущего года, следует из текста законопроекта.

Документ поддержали 338 депутатов, двое воздержались, против не проголосовал никто, уточнил представитель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.

«Это решение стало компромиссом между государством и бизнесом», – заявил «Ведомостям» заместитель председателя комитета по экономполитике Виктор Звагельский. Правда, добавил он, при необходимости может быть рассмотрено «постепенное снижение литража».

Поправки в закон, ограничивающие использование пластиковой тары в производстве пива, еще три года назад в Госдуму внес депутат Михаил Тарасенко. Он предложил начиная с 2015 г. постепенно снижать разрешенный объем производства и продажи пива в ПЭТ-таре. Депутат мотивировал инициативу заботой о здоровье населения: чем меньше будет пивная тара, тем меньше россияне будут пить алкоголя, предписывает доктрина деалкоголизации населения. Первое чтение документ прошел летом 2014 г., и с тех пор его принятие во втором чтении откладывалось. В апреле 2015 г. правительство представило отзыв, где неожиданно для пивоваренной отрасли настаивало на необходимости с 1 июля 2016 г. снизить максимально разрешенную емкость для ПЭТ-тары до 1,5 л, предлагая «в дальнейшем» «ее поэтапное снижение до 0,5 л». В ответ участники Союза пивоваров (объединяет 86 компаний, контролирующих около 80% российского рынка пива) приняли решение с 1 июля 2016 г. добровольно прекратить розлив пива в пластик емкостью больше 1,5 л.

Основным лоббистом нынешних поправок Союз пивоваров называл президента одного из крупнейших в мире производителей алюминия, UC Rusal, Олега Дерипаску. Так, в марте 2016 г. во время визита премьер-министра Дмитрия Медведева в Пермский край Дерипаска затронул вопрос о введении ограничений на использование пластиковых бутылок для пивоваренной продукции и, в частности, уравнивании налоговых режимов для производства алюминиевых и ПЭТ-упаковок. В ответ Союз пивоваров опубликовал открытое письмо к Дерипаске с призывом «не использовать влияние для уничтожения пивоваренной отрасли». «Это не принесет вам [Олег Владимирович] практически никакой дополнительной выгоды, при этом нанесет огромный ущерб стране», – указывали авторы письма. По мнению пивоваров, сокращение потребления пива ведет не к деалкоголизации населения, а лишь к переключению на более дешевую водку. Кроме того, указывали они, вследствие запрета заводы UC Rusal получат дополнительные продажи в «несколько тысяч тонн алюминия», а из-за снижения спроса на пиво на 20–30% закроется несколько пивоваренных заводов и регионы лишатся 40 млрд руб. налогов. По данным Союза пивоваров, в пластике продается около 50% их продукции.

Принятый вариант законопроекта хотя и не в полной мере устраивает пивоваров, но станет компромиссным решением, согласен директор по корпоративным отношениям Heineken Russia Кирилл Болматов. Сейчас в таре свыше 1,5 л продается примерно 20–25% всего пива в натуральном выражении на российском рынке, замечает он. Поэтому после вступления закона в силу продажи пива снизятся из-за уменьшения ассортимента продукции на полках магазинов и повышения цены, считает Болматов. Однако, по его словам, падение рынка будет не таким критичным, как если бы максимальный объем ПЭТ-тары ограничили 0,5 л. Вице-президент по корпоративным отношениям «Балтики» (входит в концерн Carlsberg) Алексей Кедрин отказался от комментариев, «до тех пор пока закон не будет подписан президентом». Представитель Союза пивоваров на запрос не ответил.