Бизнес
Бесплатный
Алексей Никольский
Статья опубликована в № 4095 от 15.06.2016 под заголовком: Кого заинтересует МС-21

Новый российский авиалайнер МС-21 может заинтересовать лоукостеров

Достоинства самолета – экономичность, широкий проход и большие багажные полки

Все законтрактованные самолеты семейства А320 Airbus (5479 единиц) сможет поставить до 2024 г., а ее американский конкурент – передать текущим заказчикам все лайнеры семейства Boeing 737 (4380 единиц) до конца 2022 г. Высокие темпы получения новых заказов, сравнимые с прошлым годом, демонстрируют оба аэрокосмических гиганта, и в наступившем году Boeing уже получил 269 нетто-заказов на самолеты всех типов, обогнав в этом Airbus, у которой на конец мая было 162 заказа. Обе корпорации продолжают заявлять о расширении производства.

Облака над рынком

Однако над светлым горизонтом начали появляться первые облачка. Так, замедление роста азиатских экономик уже приводит к сокращению заказов – в Индию Boeing в прошлом году поставил всего три самолета против 36 в пиковом 2007 году. В целом же, по расчетам консалтинговой компании Teal Group, среднегодовые темпы роста поставок самолетов в 2015 г. составили 2%, в то время как в среднем за период 2010–2014 гг. они были 7,1%. Обращает на себя внимание и тот факт, что из-за падения цен на топливо компании менее охотно выводят из своего парка старые самолеты. По данным американского журнала Aviation Week, количество выведенных из эксплуатации устаревших реактивных авиалайнеров в прошлом году сократилось на 38% по сравнению с 2014 г.

Тем не менее, по словам исполнительного директора компании «Авиапорт» Олега Пантелеева, последние прогнозы по поставкам среднемагистральных узкофюзеляжных авиалайнеров (к которым относится и МС-21) остаются позитивными. Падение цен на нефть привело и к падению цен на авиабилеты, что спровоцировало рост пассажиропотока. При этом период высоких цен на нефть привел к созданию нового поколения топливно-эффективных двигателей. А320neo и Boeing 737 MAX – это не что иное, как самолеты со старыми фюзеляжами, но с новыми эффективными двигателями. Именно здесь, по мнению Пантелеева, и следует искать конкурентные преимущества МС-21, поскольку планер российского лайнера новой конструкции, он легче за счет использования современных материалов.

Достоинства МС-21

В прямых операционных расходах авиакомпаний с учетом падения цен на топливо возрастает доля стоимости владения самолетами, а у новых машин, таких как А320neo и Boeing 737 MAX, она выше. Компенсировать этот показатель можно повышенным суточным налетом, поясняет Пантелеев. И здесь больший диаметр фюзеляжа и широкий проход между креслами и более вместительные багажные полки МС-21 оказываются важным преимуществом. Как показывает проведенный натурный эксперимент, за счет этого время посадки сокращается на 30%, что сокращает время разворота самолета в аэропорту на 5–7 минут. Особенно это важно для аэропортов с напряженным трафиком, где существует дефицит слотов на посадку.

Более широкий, чем у А320 и тем более Boeing 737, фюзеляж МС-21 открывает также возможность для этой машины стать более привлекательной для компаний-лоукостеров и их пассажиров, поскольку возможности увеличения кресельной емкости у российского самолета выше. Сейчас обсуждается возможность создания самой вместительной модификации Boeing 737 MAX 200 – на 199 кресел. Для пассажиров крупной комплекции этот самолет, как считает Пантелеев, может стать «одноразовым» – лететь второй раз в машине со столь плотной компоновкой они могут и не захотеть. Показанная в Иркутске модель МС-21-300 при вместимости 199 человек предложит значительно больший комфорт, а при более плотной компоновке вместит 211 пассажиров.

По словам представителя «Аэрофлота», авиакомпания полагает, что МС-21 составит полноценную конкуренцию Boeing 737 MAX и Airbus A320neo. По мнению «Аэрофлота», к преимуществам МС-21 можно отнести то, что в самой востребованной рынком размерности он имеет на 10% большую вместимость, причем достигнутую без увеличения веса воздушного судна. На текущий момент «Аэрофлотом» сформирована и согласована с корпорацией «Иркут» предварительная компоновка пассажирской кабины МС-21, которая предусматривает 16 кресел бизнес-класса и 159 кресел эконом-класса. «Данный показатель очень впечатляет, так как в текущей компоновке (175 пассажиров) у МС-21 всего лишь на восемь пассажиров меньше, чем у более вместительного Airbus A321», – говорит представитель «Аэрофлота».

При этом самолет предлагает наивысший комфорт в своем классе, отмечает представитель «Аэрофлота». Помимо беспрецедентной ширины прохода можно отметить широкие иллюминаторы, почти как у широкофюзеляжных лайнеров, и давление в салоне, соответствующее давлению на высоте 1800 м над уровнем моря (против 2500 м, принятых в авиаиндустрии). Плавное регулирование давления в салоне практически исключает эффект закладывания ушей. Представитель «Аэрофлота» отмечает также такие достоинства машины, как инновационная кабина пилотов и реализованная впервые в мировой практике концепция активной боковой ручки управления, обеспечивающая пилоту обратную связь: нагрузка на ручке пропорциональна усилиям на рулях и элеронах.

Китайский конкурент

Помимо Boeing 737 MAX и A320neo у МС-21 есть еще один конкурент – авиалайнер С919 китайской корпорации COMAC. Его создание началось примерно в то же время, что и МС-21, а выкатка состоялась в конце 2015 г. Модель создания этого самолета близка к МС-21, отмечает исполнительный директор отраслевого журнала «Авиатранспортное обозрение» Максим Пядушкин: китайцы тоже выбрали для своей машины системы ведущих мировых производителей, проект получает значительное госфинансирование, а стартовые заказы поддерживаются государственными лизинговыми компаниями. Но чего нет у COMAC, так это опыта создания пассажирских самолетов, достаточно сказать, что проект китайского регионального самолета ARJ-21 стартовал одновременно с российским «Суперджетом», но до сих пор практически не эксплуатируется на коммерческих линиях. Поэтому, считает Пядушкин, считать китайскую машину прямым конкурентом МС-21 нет оснований. Несмотря на более раннюю выкатку, процесс создания С919 может занять больше времени и длительный период он будет востребован только на домашнем рынке.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать