Аэропорт Симферополя построит банк «Россия»

Инвестором, готовым профинансировать строительство нового терминала, оказался попавший под санкции банк Юрия Ковальчука
Новый пассажирский терминал в аэропорту Симферополя заработает через два года/ Е. Разумный/ Ведомости

ФАС сообщила, что банк «Россия» 10 июня подал ходатайство о покупке 40% ООО «Аккорд холдинг», оно будет рассмотрено в течение 30 дней. Сейчас эта компания на 100% принадлежит Олегу Жесткову, она владеет ООО «Аккорд инвест», которому, в свою очередь, принадлежит 100% ООО «Международный аэропорт Симферополь» (данные ЕГРЮЛ). Жестков – гендиректор всех трех компаний.

АО «Международный аэропорт Симферополь», принадлежащее правительству Крыма, в прошлом году увеличило пассажиропоток на 87% до 5 млн человек. Аэропорт стал крупнейшим региональным и пятым российским (после трех московских и «Пулково»). Одноименное ООО строит новый пассажирский терминал площадью 78 000 кв. м, он будет сдан в 2018 г., пропускная способность составит 6,5 млн человек, впоследствии будет увеличена до 10 млн человек, сообщала в апреле пресс-служба крымского правительства. Инвестиции – 32 млрд руб., из которых 10 млрд руб. – собственные средства, 22 млрд руб. – кредиты работающих в Крыму банков, сообщала пресс-служба.

Судя по данным «СПАРК-Интерфакса», Жестков никогда не владел и не руководил другими активами аэропортовой отрасли. Менеджеры четырех аэропортовых холдингов говорили, что не слышали такого имени и не знают, кто инвестирует в аэропорт Симферополя. Сами они не рассматривали этот актив, так как инвестиции в Крым могут обернуться международными санкциями.

Жестков подтвердил, что он инвестор нового терминала, но комментировать отношения с банком «Россия» «до подписания всех бумаг и договоров» отказался. Менеджер его компании говорит, что кредитовать проект будет банк «Россия». Об этом же знает менеджер российского аэропортового холдинга: «Нет никакой другой схемы финансировать этот проект, кроме как через кредит уже находящегося под санкциями банка, которому нечего терять» (см. врез). При этом вложения в аэропорт Симферополя оправданны, его пассажиропоток способен отбить их, добавляет он. В январе – марте аэропорт принял 527 000 человек (+7,8% год к году), по данным Росавиации.

Расплата за Крым

Подконтрольный Юрию Ковальчуку банк «Россия» одним из первых, еще в марте 2014 г., попал под американские санкции из-за присоединения Крыма. По мнению США, банк «оказывает материальную поддержку российским правительственным чиновникам» и контролируется Ковальчуком, членом «ближнего круга» президента Владимира Путина. Активы банка, находящиеся в юрисдикции США, заморожены, кроме того, запрещены сделки с банком на территории США или с американскими гражданами. В результате платежные системы Visa и MasterСard перестали осуществлять операции по пластиковым картам «России». Сам Ковальчук попал под персональные санкции.

Пресс-службы банка «Россия», а также работающего в Крыму Генбанка на запросы не ответили. «Одна из приоритетных задач РНКБ – участие в крупных инфраструктурных проектах на территории Крымского федерального округа. Сейчас проводятся переговоры по предоставлению синдицированного кредита для строительства нового аэровокзального комплекса, о деталях проекта будем готовы сообщить по факту подписания сделки», – ответил представитель РНКБ.

«Работы идут с опережением графика, сейчас разрабатывается котлован, так что в 2018 г. новый терминал будет построен. Будущее действующего терминала прорабатывается, возможно, он будет перепрофилирован под бизнес-авиацию», – говорит топ-менеджер аэропорта. В 2015 г. аэропорт Симферополя вложил в реконструкцию терминала, закупку новой техники и ремонт аэродрома 2 млрд руб., рассказал представитель. Представитель аэропорта сказал, что в 2016 г. планируется принять около 5 млн пассажиров, с этим количеством действующий терминал еще справляется, но в 2018 г. ожидается рост до 6,5–7 млн человек.

«Очевидно, что трафик Симферополя будет расти и текущий терминал с ним не справится. Это оправданный проект, но круг инвесторов и кредиторов лимитирован. Вход банка в аэропортовый проект как совладельца не распространенный, но встречающийся вариант. Например, «ВТБ капитал» – основной владелец компании «Воздушные ворота Северной столицы», концессионера «Пулково», – говорит аналитик ИК «Атон» Михаил Ганелин.