Грузооборот портов Петербурга и Ленобласти в мае вырос на 2%

Экспорт товаров, который обеспечивает рост перевалки, начинает сокращаться
Экспорт нефтепродуктов через Усть-Лугу в мае упал на 8%/ Е. Егоров/ Ведомости

Порты Петербурга и Ленобласти за пять месяцев 2016 г. перевалили 92,7 млн т грузов, что на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сказано в материалах ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря». Перевалка выросла в Усть-Луге (на 4%) и Приморске (12%). В порту Бронка грузооборот не зафиксирован.

В мае грузооборот портов увеличился на 2% до 19,2 млн т. За этот месяц сильнее всего упала перевалка в Высоцке – на 22% (за счет наливных грузов). В порту Усть-Луга впервые за год упал грузооборот по итогам одного месяца – на 3% до 7,5 млн т. В порту снизились объемы обработки угля (-12%) и нефтепродуктов (-8%). Контейнерный оборот порта Санкт-Петербург вырос на 5% до 152 922 TEU. В апреле перевалка портов выросла на 7%.

Экспорт занимает 75–80% в структуре грузооборота портов Петербурга и Ленобласти. По данным Infranews, за пять месяцев импорт контейнеров в порту Санкт-Петербург вырос на 6%, экспорт упал на 0,5%.

Экспорт выдохся в мае из-за стабилизации курса валют и высокой базы прошлого года, говорит гендиректор Infranews Алексей Безбородов. По его словам, падение перевалки в Усть-Луге связано с перераспределением грузопотока кокса и угля в порты Дальнего Востока, откуда проще доставлять товар в Азию до крупнейших потребителей.

Снижение объемов экспорта замечают и в экспедиторской группе FMG. В начале II квартала объемы экспорта упали на 5%, направления не поменялись, основные клиенты – Германия, Голландия, США, констатирует директор по развитию группы Сергей Попов. Он объясняет это незначительным укреплением рубля и стабилизацией поставок.

Грузооборот ОАО «Морской торговый порт Усть-Луга» за первые пять месяцев вырос благодаря техническим возможностям терминала, говорит заместитель гендиректора по коммерческой работе Олег Дехтярь: «Мы почти достигли потолка по обработке вагонов, сейчас строим специальный комплекс, через месяц-два сможем практически удвоить количество подъездных путей». Экспорт удобрений – основного экспортного товара терминала – показывает снижение, при этом общие объемы экспорта не падают, уточняет он.

РЖД готовит административные послабления для доступа к контейнерному обороту на дороге, что позволит вырасти показателям экспорта уже осенью, прогнозирует Безбородов.

Дно по грузообороту достигнуто, надо понять, останется ли этот показатель на дне или начнет потихоньку расти, говорит Андрей Голубчик, профессор Всероссийской академии внешней торговли. По его словам, пока оборот портов держится за счет традиционного сырьевого экспорта, в том числе нефтеналива.