Бизнес
Бесплатный
Александр Воробьев
Статья опубликована в № 4114 от 12.07.2016 под заголовком: Спрос будущего

Какие самолеты будут лучше продаваться в течение 20 лет

Boeing и Airbus представили долгосрочные прогнозы рынка. Boeing верит в узкофюзеляжные самолеты, Airbus – в дальнемагистральные

В понедельник на авиашоу «Фарнборо» Airbus и Boeing представили 20-летние прогнозы мирового рынка лайнеров (на 2016–2035 гг.): первый оценил мировую потребность в 33 500 самолетов (из них 9500 штук, или 29%, – широкофюзеляжные), второй – в 37 240 (из них 9100, или 24%, – широкофюзеляжные). Соответственно, 71 и 76% спроса придется на узкофюзеляжные лайнеры (90–230 пассажиров).

Конкуренты расходятся в оценке того, какие самолеты будут пользоваться популярностью. Airbus считает, что спросом будут пользоваться самолеты большой размерности из-за растущей загруженности аэропортов и ограниченного количества слотов. «К 2035 г. количество авиационных мегагородов (более 10 000 ежедневных международных дальнемагистральных рейсов) увеличится с текущих 55 до 93. Совокупный ВВП этих городов составит около 35% от общемирового ВВП. В ближайшие 20 лет количество ежедневных дальнемагистральных пассажиров, путешествующих через эти города, удвоится до 2,5 млн человек», – говорится в релизе европейского концерна. У Boeing иной взгляд: лоукостеры и динамично развивающиеся рынки подогреют спрос на узкофюзеляжные самолеты. Лоукостеры не используют широкофюзеляжный флот, на дальних маршрутах на топливо приходится большая часть расходов и не на чем экономить, объяснял топ-менеджер российской авиакомпании.

Boeing также оценивает спрос до 2035 г. на региональные самолеты вместимостью до 90 пассажиров (их мировые лидеры не производят) в 2380 штук (-4,4% к прошлогоднему прогнозу). Ближнемагистральный самолет Sukhoi SuperJet 100 корректно относить к узкофюзеляжным в этой классификации, его вместимость – 98 кресел (89 с бизнес-классом), сюда же относятся его ближайшие конкуренты Bombardier СS100 и Embraer 190, говорит представитель Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). «В ближайшие 20 лет мы прогнозируем спрос на уровне 3900 воздушных судов в сегменте 90–120 кресел, к которым относится SSJ100. Крупнейшие рынки – Европа (28%), Латинская Америка и Китай (по 17%)», – говорит старший вице-президент по коммерции «Гражданских самолетов Сухого» (производитель SSJ100, входит в ОАК) Евгений Андрачников. По бизнес-плану до 2031 г. будет выпущено 595 SSJ100, с учетом немногим более 100 уже выпущенных, добавляет представитель ОАК.

К 2035 г. мировой парк самолетов удвоится с 19 500 до почти 40 000 единиц, пассажирские перевозки будут расти в среднем на 4,5% в год, прогнозирует Airbus. Boeing ожидает ежегодного роста перевозок на 4,8%.

Boeing и Airbus сходятся в том, что основной спрос сформирует азиатский рынок. «При общей численности населения более чем в 6 млрд человек экономики этих [азиатских] стран будут расти среднегодовым темпом 5,6%. Путешествия на самолете станут доступны более чем 75% населения, что связано с троекратным увеличением среднего класса в этих странах до 3,5 млрд человек к 2035 г. В ближайшие 10 лет китайский рынок станет лидером по темпу роста внутренних авиационных перевозок. Пассажирские перевозки в странах Западной Европы и Северной Америки будут расти темпом примерно 3,7% в год», – сообщает Airbus.

СНГ и Африка остаются самыми слабыми рынками (см. график). Прошлогодний прогноз Boeing для этих регионов не изменился, для Азии и Северной Америки он улучшился на 5,5%, для Европы – на 3,5%. «Во всем мире рост пассажиропотока коррелирует с ростом экономики. Перспективы роста российского ВВП туманны, и теперь многие авиакомпании отказываются от уже заказанных самолетов. Повысить спрос на новые самолеты мог бы регулятор – достаточно запретить или ограничить использование устаревшей российской и иностранной техники. Рассчитывать, что без такой меры спрос сильно вырастет, не приходится. Я не вижу, чтобы заказы на новые лайнеры от игроков, не входящих в группы «Аэрофлот» и S7, могли серьезно повлиять на рынок», – говорит руководитель московского офиса Bain & Company Юрий Спекторов.