Бизнес
Бесплатный
Иван Песчинский
Статья опубликована в № 4118 от 18.07.2016 под заголовком: У Airbus и Boeing мало заказов

Мировой спрос на самолеты снижается

Airbus и Boeing столкнулись почти с двукратным падением заказов на лайнеры

Длившийся шесть лет бум на заказы пассажирских самолетов пройден, пишут Financial Times и The Wall Street Journal по итогам завершившегося авиасалона в Фарнборо. Рынок дает сигналы, что темпы роста пассажирских перевозок замедлятся и число заказов на самолеты снизится, как минимум в краткосрочной перспективе.

Airbus и Boeing в этом году собрали мало заказов. Они возвращаются с авиасалона с контрактами на общую сумму $62 млрд. Для сравнения: в прошлом году были заключены контракты на $115,5 млрд. Обычно на авиасалоне в Фарнборо изготовители самолетов окончательно формируют книгу заказов на год, чтобы сделать вторую половину года более прогнозируемой. Но итоги этого авиасалона показывают, что летом им еще предстоит много работы.

Airbus заключил контракты на $35 млрд, доведя общее количество заказов на год до 380. Цель на год была – 650 заказов. Главный операционный директор компании Джон Лихи уверен, что цель по-прежнему достижима, хотя это будет непросто. Три года назад в Париже, который конкурирует с Фарнборо за звание хозяина главного авиашоу мира, после потока заказов Лихи шутил, что может повесить на своей двери табличку «уехал на рыбалку». В этом году он говорит: «У нас еще достаточно работы».

Boeing возвращается из Фарнборо с заказами на $26,8 млрд, доведя число заказов на год до 321. Boeing установил себе ориентир в 740 заказов в 2016 г. Вице-президент компании Рэнди Тинсет сказал, что компания «на пути» к достижению этой цели. Директор по продажам Boeing Джон Воджик добавляет, что «еще много работы до конца года».

Boeing не смог заключить ни одной сделки на модель 777 в Фарнборо. Всего компания заключила контракты на восемь машин данного типа в этом году. В планы компании входило законтрактовать 50 таких самолетов.

Самой крупной сделкой авиасалона стал заказ малазийского лоукостера AirAsia на 100 Airbus A321neo на сумму более $12 млрд. Boeing получил крупнейший заказ от китайской Donhai Airlines: 25 узкофюзеляжных самолетов 737 Max 8 и пять лайнеров 787-9 Dreamliner на $4,1 млрд.

Главный исполнительный директор одного из крупнейших поставщиков для авиапроизводителей – Rolls Royce Уоррен Ист считает, что сомнения рынка, подогретые сокращением заказов, переоценены. Он считает падение спроса недолговременным. В среднесрочной перспективе спрос вернется, уверен он. Впрочем, ожидаемый высокий уровень поставок означает, что доступная вместимость воздушных судов может превысить спрос на перевозки, оговаривается Ист.