Шинная группа «Татнефть» снизила производство

В целом отрасль чувствует себя неплохо – за счет экспорта с построенных иностранными концернами заводов
Общее производство легковых шин в России в первом полугодии выросло почти на 7%, грузовых – снизилось на 0,3%, сельскохозяйственных – выросло на 14%, гласят данные Росстата/ «Нижнекамскшина»

Предприятия шинной группы «Татнефть» («Нижнекамскшина», Нижнекамский завод грузовых шин, Нижнекамский завод шин ЦМК и др.) в первом полугодии этого года по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. сократили выпуск на 12% до 5,8 млн шт., сообщил гендиректор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин (его слова передал «Интерфакс»). По его словам, рост был зафиксирован только по новым типам шин: цельнометаллокордным (ЦМК), легкогрузовым и легковым шинам под брендом Viatti. Динамику Яруллин не раскрыл. Особенно сильным было падение в I квартале – минус 21,5%, добавил гендиректор.

Для сравнения: в 2015 г. выпуск шин группой «Татнефть» вырос на 3,5% до 12 млн шт.

Общее производство легковых шин в России в первом полугодии выросло почти на 7%, грузовых – снизилось на 0,3%, сельскохозяйственных – выросло на 14%, гласят данные Росстата. С чем связано сокращение выпуска группой «Татнефть», представитель не уточнил. Основная причина – сокращение шинного рынка в России из-за падения автопроизводства, а также общего снижения покупательной способности: клиенты стали реже менять покрышки, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Представитель одного из отечественных производителей шин – «Кордианта» не ответил, сколько компания произвела шин в первом полугодии.

В 2015 г. шинный рынок в России сократился на 16% до 36 млн шт., по данным «Кордианта». Падение продолжается с 2013 г. (см. график). По прогнозу «Кордианта», в 2016 г. падение рынка легковых шин составит 6%, по грузовым ЦМК-шинам – рост на 2%. Michelin (у компании завод в Московской области) отмечает положительную динамику на рынке легковых шин и прогнозирует продолжение падения рынка зимних шин из-за сокращения продаж новых автомобилей, сказал представитель компании.

Российским компаниям сложно компенсировать за счет экспорта падение продаж на внутреннем рынке – это крайне трудно и затратно, замечают Удалов и аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Российские бренды плохо знают за рубежом, добавляет Беспалов. Проще заводам, построенным иностранными производителями, которые поставляют продукцию мировым автоконцернам и имеют налаженные каналы дистрибуции, отмечают они. Увеличивать экспорт из России иностранным концернам выгодно также из-за девальвации рубля, указывают эксперты.

В 2015 г. общий экспорт шин для легковых автомобилей вырос на 37% до 16,6 млн шт., покрышек для грузовиков – на 32% до 1,3 млн шт. Грузовые шины в основном идут в страны СНГ, а легковые – в Германию, Финляндию и Чехию, рост обеспечили прежде всего локализованные мощности иностранных компаний, говорится в отчете «Кордианта».

В 2016 г. шинный завод Continental в Калуге собирается увеличить производство на 50% и выпустить 3 млн покрышек, а доля экспорта вырастет вдвое до 40%, говорит представитель компании. В 2016 г. производство на заводе Nokian Tyres во Всеволожске выросло, что в первую очередь связано с увеличением спроса в Европе и Северной Америке, сказал представитель компании. В 2016 г. «Кордиант» планирует расширить экспорт в страны Западной Европы, выйти на рынки США, Канады, следует из презентации компании, но детали не раскрываются.