Метрополитен закупит 162 вагона к ЧМ-2018

За год стоимость состава выросла всего на 5%
В этом году метрополитен планирует купить еще 162 вагона/ Е. Егоров/ Ведомости

ГУП «Петербургский метрополитен» объявил конкурс на закупку 27 шестивагонных составов метро с асинхронным тяговым приводом для третьей (Невско-Василеостровской) линии метро. Ее отрезок до станции «Беговая» должен быть построен к 2018 г., когда в Петербурге пройдут матчи чемпионата мира по футболу. Максимальная цена контракта – 13,6 млрд руб. Заявки на участие в конкурсе принимаются до 25 августа 2016 г., открытый аукцион запланирован на 6 сентября. Обеспечение заявки составляет 38 млн руб., договора – 50 млн руб.

Метрополитен планирует внедрить подвижной состав с высокими показателями энергоэффективности и повысить комфортность перевозок, говорится в техзадании. В поставку включено 54 головных моторных вагона с системой автоведения и аналогичное количество промежуточных моторных и безмоторных вагонов. Первый состав должен поступить в депо до 30 июня 2017 г. В 2017 г. подрядчик поставит 15 составов, в 2018 г. – 12 составов. В июле ГУП проводил мониторинг цен на поставку 204 вагонов метро. В планах закупок метрополитена на 2016 г. других вагонов нет.

На своих колесах

Локализация на «Вагонмаше» в прошлом году составляла 55%, руководство завода обещало поднять ее до 65%. Локализация на ТМХ – около 90%, говорит его представитель. В отличие от Московского метрополитена, который традиционно требует высокой локализации, петербургский не установил требований к данному показателю, это может косвенно говорить о том, что заказчик ждет на конкурсе «Вагонмаш», замечает аналитик «Алора» Кирилл Яковенко.

В конкурсах на поставку вагонов метро с асинхронным двигателем в Петербурге обычно участвуют ООО «Вагонмаш» (принадлежит на 51% Skoda Transportation и на 49% – Кировскому заводу) и ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» (ОЭВРЗ, входит в ЗАО «Трансмашхолдинг», ТМХ). Оба завода сейчас поставляют вагоны для третьей линии метро: «Вагонмаш» – восемь составов «Нева», ОЭВРЗ – 11 «Юбилейных». Оба производителя задерживают поставки вагонов по заключенным ранее контрактам. ТМХ и «Вагонмаш» собираются принять участие в конкурсе, сообщили их представители. В ТМХ пока не определились, какой именно завод подаст заявку. Пресс-служба ОЭВРЗ не ответила на запрос «Ведомостей». Согласно документации подойдут оба типа вагонов, говорит менеджер одного из заводов. По его словам, конкурсная документация допускает участие всех производителей.

Максимальная цена одного состава на конкурсе, который в прошлом году выиграл «Вагонмаш», составляла 475 млн руб., по новому контракту – 500 млн руб. За последний год комплектующие для вагонов в цене не выросли, кроме этого производители сейчас борются за каждый заказ из-за тяжелой ситуации в машиностроении и спада объема перевозок, объясняет невысокую цену контракта начальник аналитического отдела ИК ЛМС Дмитрий Кумановский.

По словам Кумановского, вагоны «Нева» позволяют сэкономить до 30% от энергозатрат метро, но для этого нужно, чтобы на линии были исключительно вагоны этого типа. Согласно отчетности ГУПа в 2015 г. расходы на электроэнергию в метро составили 2 млрд руб.