Минкульт хочет доплачивать туроператорам в межсезонье за внутренний туризм

Туроператоры рады такой поддержке
Поддержка внутреннего туризма может оказаться дорогим удовольствием: 6,75 млрд руб. в течение четырех лет/ Е. Разумный/ Ведомости

Министерство культуры России определилось, как именно будет поощрять туроператоров за развитие внутреннего туризма, следует из опубликованного проекта постановления правительства России на сайте regulation.gov.ru. Большая часть субсидий предусмотрена за отправку туристов на российские курорты в несезон. Туроператоры могут рассчитывать на субсидии, если отправят туристов отдыхать в Ставропольский край, Крым, Калининградскую область, Сочи и Бурятию в октябре – апреле, на Азовское и Черноморское побережье Краснодарского края – в октябре – мае. Культурно-познавательные туры по стране («Золотое кольцо», «Великий шелковый путь», «Великий чайный путь» и др.) будут субсидироваться круглогодично, следует из документа.

Размер субсидии за одного туриста составит от 1000 до 2000 руб. в зависимости от направления и числа отправленных гостей в период низкого спроса. При этом поездка на курорт должна длиться не менее семи дней, а культурно-познавательный тур – не менее четырех дней с посещением минимум двух российских регионов.

Программа субсидирования, составленная Министерством культуры, рассчитана на 2016–2019 гг. Это потребует дополнительно 6,75 млрд руб. из федерального бюджета: 750 млн руб. в 2016 г. и по 2 млрд руб. каждый год с 2017 по 2019 г. Представитель Минфина не ответил на вопросы «Ведомостей», представитель Минкульта от комментариев по существу отказался.

Впервые российский министр культуры Владимир Мединский предложил возмещать затраты туроператоров на совещании у Дмитрия Медведева еще в начале 2016 г. Тогда оценки затрат были скромнее: Мединский говорил, что общий объем субсидирования должен составить около 2,7 млрд руб., не уточняя срок, в течение которого эти деньги могут быть выделены.

Субсидирование затрат туроператорам вводится в России впервые, отмечает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. Механизм направлен на поддержку внутреннего туризма в низкий сезон, такой способ господдержки применяется во многих странах мира, объясняет она.

Из-за падения доходов россиян и девальвации рубля внутренний туристический поток стал заметно расти: в 2015 г. – на 18%, за полгода 2016 г. – на 10%, по данным АТОР. Многие туроператоры, до 2014 г. специализировавшиеся на выездном туризме, стали предлагать туры на внутренних направлениях. Например, туроператор «Пегас туристик» начал продавать туры по России с 2015 г., напоминает директор компании Анна Подгорная. Примерно 15% выручки компании за январь – июль 2016 г. пришлось на внутренний туризм. Сейчас оператор продает туры только в Сочи и Крым, но готов расширить предложение, говорит она. Господдержка, даже небольшая, очень в этом поможет, добавляет собеседница «Ведомостей».

В 2017 г., по прогнозам аналитиков АТОР, рост рынка внутреннего туризма прекратится, указывает Ломидзе, поэтому инициатива Минкультуры как раз кстати. Сейчас потребитель настолько чувствителен к цене, что даже скидка в 500–800 руб. от стоимости тура важна, поясняет она. В низкий сезон стоимость отдыха сравнительно невысока – семидневный отдых в Краснодарском крае, скажем, обойдется приблизительно в 17 000 руб, включая перелет, приводит пример Ломидзе.