Статья опубликована в № 4157 от 09.09.2016 под заголовком: Поезд важнее самолета

Авиаторы могут лишиться субсидий

Субсидии на маршруты короче 2000 км Минэкономразвития предлагает давать железнодорожникам
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Из бюджета авиакомпаниям нужно субсидировать только маршруты от 2000 км, а на более короткие маршруты давать субсидии железнодорожникам. Такое предложение содержится в презентации, сопровождающей подготовленную Минэкономразвития «Концепцию долгосрочного государственного регулирования межрегиональных пассажирских перевозок». Цель – повысить эффективность субсидирования перевозок. Для этого не нужно на одном и том же маршруте субсидировать разные виды транспорта (автомобильный, железнодорожный и воздушный), субсидии необходимо выделять тому перевозчику, потребность которого в них для безубыточной работы ниже, говорится в концепции. «Ведомости» ознакомились с концепцией и презентацией, их подлинность подтвердили два федеральных чиновника.

«Минэкономразвития внесло концепцию в правительство 23 мая 2016 г., предложенные подходы в целом одобрены вице-премьером Аркадием Дворковичем [курирует транспорт], 29 июля дано поручение дополнить концепцию», – добавляет представитель министерства. Представитель Дворковича предлагает дождаться, когда концепция будет доработана. Вице-премьер должен получить ее к 15 сентября (копия поручения есть у «Ведомостей»). Представитель Минтранса от комментариев отказался. Если концепция будет одобрена, субсидирование может начаться в 2018 г.

Что субсидируют

В 2016 г. субсидируются 136 маршрутов между аэропортами разных регионов (кроме Москвы и Симферополя – по последнему есть своя программа субсидирования). Перевозки по маршрутам осуществляются от 1 до 4 раз в неделю, на одном маршруте может быть только один перевозчик. В 2015 г. по этой программе перевезено 548 800 пассажиров, по остальным четырем программам – 964 000 человек (данные Росавиации).

Из бюджета субсидируется пять программ авиаперевозок. Большей популярностью пользуется программа региональных перевозок (см. врез), в этом году на нее предусмотрено 3,83 млрд руб., напоминает представитель Росавиации. На субсидирование железнодорожных перевозок дальнего следования бюджет в этом году выделит 20,2 млрд руб., говорит представитель Минэкономразвития. Пока пассажиры предпочитают авиатранспорт. РЖД в дальнем следовании перевезла в январе – июле 57,9 млн человек (+3,7%), российские авиакомпании на внутренних линиях – 31,1 млн (+6,6%). Авиакомпании в 2015 г., по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), получили 8,5 млрд руб. операционного убытка. У Федеральной пассажирской компании (ФПК, 100%-ная «дочка» РЖД) – $113 млн чистой прибыли по МСФО.

«Себестоимость перевозки одного пассажира железной дорогой ниже, чем воздушным транспортом. Но в условиях экономического спада и кризиса в авиации это преждевременное решение, мы его не поддерживаем и направили наши возражения в открытое правительство. Без субсидий тарифы станут недоступны для граждан, хотя субсидируемые линии востребованы», – говорит президент АЭВТ Владимир Тасун.

«Без субсидий около 80% маршрутов станут убыточны и могут быть закрыты», – считает исполнительный директор авиакомпании «Руслайн» Дмитрий Ештокин. По его словам, все маршруты авиакомпании короче 2000 км. «Часть маршрутов, которые субсидировались в 2013–2014 гг., «раскатались», и теперь авиакомпании выполняют их без субсидий, например, наши маршруты Екатеринбург – Самара и Екатеринбург – Уфа», – рассказал Ештокин. Отмена субсидий грозит убытками, говорит и гендиректор «ЮВТ авиа» Петр Трубаев (все субсидируемые маршруты перевозчика, кроме одного, короче 2000 км). Почти все субсидируемые маршруты «Комиавиатранса», «Ираэро», «Ангары», «Саравиа», «Алросы» короче 2000 км, добавляет топ-менеджер другого регионального перевозчика.

Представитель ФПК на запрос не ответил.

Фактически предлагается субсидии на маршруты короче 2000 км передать от авиакомпаний железной дороге, говорит менеджер одной из авиакомпаний. «Есть и другие критерии выбора транспорта для субсидирования – время в пути, интенсивность пассажиропотока. Числовые значения критериев еще предстоит разработать, цифра 2000 км выбрана как иллюстрация, на практике она может быть другой. А на безальтернативных маршрутах будет субсидироваться вид транспорта, который есть», – успокаивает представитель Минэкономразвития.

«Региональным авиакомпаниям субсидии нужнее, чем ФПК, – они почти не имеют прибыльных маршрутов для покрытия своих убытков, и себестоимость перевозок региональными самолетами высока», – говорит аналитик «Атона» Михаил Ганелин.

Читать ещё
Preloader more