Статья опубликована в № 4157 от 09.09.2016 под заголовком: Вагонам рассчитали цену

ФАС проследит за ценой аренды вагона

Служба придумала, как определить, злоупотребляет железнодорожный оператор доминирующим положением или нет
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Весной правительство озаботилось тем, какую долю занимают транспортные расходы в цене продукции. Курирующий транспорт вице-премьер Аркадий Дворкович по итогам совещания с угольными компаниями поручил Минэкономики, Минтрансу и ФАС вместе с РЖД и советом потребителей монополии к 1 сентября рассчитать, какими могут быть предельно допустимые уровни транспортной составляющей для разных отраслей экономики. Сейчас, например, в стоимости щебня и песка железнодорожная составляющая может достигать 80%, а в экспортной стоимости угля не превышает 30%, оценивает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

И вот ФАС оценила, во сколько операторам обходится содержание парка (расчет стоимости отправлена в аппарат правительства, «Ведомости» ознакомились с содержанием документов, их подлинность подтвердили два человека, участвующих в их обсуждении). Нормативную цену содержания служба предлагает использовать, чтобы понять, злоупотребляет оператор доминирующим положением или нет. По расчетам ФАС, содержание полувагонов обходится операторам в 601 руб./сутки, если это новый вагон. Если он инновационный, производства Тихвинского вагоностроительного завода, то 616 руб./сутки, «Уралвагонзавода» – 555 руб./сутки. Полувагон со сроком эксплуатации 10 лет – 577 руб./сутки.

По мнению ФАС, целесообразно постоянно наблюдать за фактической стоимостью вагонной составляющей в тарифе. Для определения монопольно высокой и монопольно низкой цены ФАС разработала методику. При ее использовании будет применяться нормативная стоимость содержания вагона. Монопольно высокой служба предлагает считать цену, если она на 10% выше конкурентной цены (формируется на электронной площадке) или нормативной стоимости. Нормативная стоимость будет применяться, например, при предоставлении узкоспециализированного подвижного состава. Это не регулирование, а антимонопольный контроль, подчеркивает представитель ФАС: методика будет применяться при рассмотрении дел о злоупотреблении доминирующим положением и при мониторинге рынка перевозок: «Она необходима для того, чтобы измерять динамику роста цен на предоставление вагона».

Минтранс подготовил доклад («Ведомости» ознакомились с ним) по поручению аппарата правительства с учетом мнений участников рынка. Учитывая стоимость ремонта, амортизационные отчисления, расходы на обслуживание кредитов, по данным РЖД, содержание универсального полувагона в 2016 г. обойдется оператору в 1,8 млн руб. в год, или 937,5 руб./сутки. Инновационный будет стоить от 1,9 млн руб. в год (940,4 руб./сутки) до 2,15 млн руб. (1280 руб./сутки). По данным «Совета участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава», стоимость содержания вагона – не ниже 940 руб./сутки.

Чтобы сохранить инвестиционную привлекательность операторского бизнеса, ставка на предоставление вагона должна быть не ниже 1300 руб./сутки, считает Минтранс. Нынешней ставки не хватает даже на обновление парка, полагает министерство. В 2016 г. операторы закупили 11 800 вагонов, а выбыло 64 700 вагонов.

Но пока ставки растут, жалуются грузоотправители. Союз производителей цемента написал в ФАС, что с начала года стоимость предоставления вагона выросла на 68% до 900 руб./сутки. Менеджер крупной угольной компании рассказывает, что предоставление вагона обходится в среднем на 10% дороже, чем полгода назад. Подорожание связано с дефицитом как вагонов, так и локомотивов по отдельным направлениям, считает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more