Статья опубликована в № 4199 от 09.11.2016 под заголовком: Аэропортам изменят аренду

Аэропорты начнут платить арендную плату за аэродромы, исходя из собственных доходов

Новый порядок должен заработать в 2017 году
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Методику определения арендной платы за аэродромы разработал по заказу Минтранса Государственный НИИ гражданской авиации (ГосНИИ ГА). «Ведомости» ознакомились с документом, его подтвердили трое участников совещания в Минтрансе. Теперь аэропорты будут платить в зависимости от собственных доходов. Новая методика должна заработать в 2017 г., говорят два топ-менеджера аэропортов.

Еще в этом году размер платы определялся исходя из рыночной стоимости аэродрома, исчисляемой ежегодно независимым оценщиком. Такая оценка отменена в этом году, Минтранс разработал новый порядок, говорит представитель министерства.

«Алгоритм действий оценщиков недостаточно прозрачен и содержит субъективные составляющие <...> не учитывает отраслевую специфику <...> что не обеспечивает сопоставимость и прозрачность оценок, провоцирует коррупциогенность, является избыточно затратным для массового использования, влечет необоснованные расходы балансодержателя аэродромов», – говорится в отчете.

Крупный владелец аэродромов – ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (АГАА; на конец 2015 г. у него на балансе было 74 объекта, в том числе аэродромы в «Шереметьево» и «Внуково»). Аэродром в «Домодедово» принадлежит одноименному ФГУПу.

Сколько платить

Для «Шереметьево» арендная плата может вырасти со 170 млн до 343–626 млн руб. в год, для «Домодедово» – с 348 млн до 391–518 млн руб., для «Внуково» – со 107 млн до 218–302 млн руб., следует из отчета.

Фактически рыночная оценка и арендная плата зависели от договоренности с оценщиком и АГАА, много примеров, когда плата сопоставимых по пассажиропотоку и доходам аэропортов отличается в 2 раза, говорит топ-менеджер крупного аэропорта. Такие диспропорции существуют, подтверждает директор Научного центра – 19 ГосНИИ ГА Александр Фридлянд. Например, почти равные по пассажиропотоку «Шереметьево» и «Домодедово» в 2015 г. заплатили соответственно 170 млн и 348 млн руб. Близкие аэропорты Хабаровска и Владивостока – соответственно 19,6 млн и 33,7 млн руб., следует из отчета. Случается, что аэропорт не соглашается с оценкой аэродрома и арендной платой, не вносит ее или платит, исходя из собственных оценок, что приводит к затяжным судам между аэропортами и АГАА, добавляет чиновник.

ГосНИИ ГА предложил на выбор четыре методики. По всем размер платы прямо пропорционален масштабам деятельности аэропортов. В первой плата зависит от годового пассажирогрузооборота (каждый пассажир приравнивается к грузу в 90 кг), во второй – от обслуженной максимальной взлетной массы, третья учитывает пассажиро- и грузопоток, четвертая – доход от взлетно-посадочных операций.

В 2015 г. ФГУПы получили от 46 аэропортов 1,07 млрд руб. Цель методики – не увеличить арендные сборы, а сделать расчеты прозрачными и распределить плату равномерно между всеми аэропортами, говорят топ-менеджеры двух аэропортов. Впрочем, рост произойдет: согласно отчету общая арендная плата 46 аэропортов вырастет до 1,85–2,4 млрд руб. в зависимости от методики.

15 сентября на совещании в Минтрансе отчет был одобрен, но исполнителю рекомендовали учесть позицию отрасли – в частности, что нецелесообразно увеличивать нагрузку на аэродромы, говорится в протоколе (с ним ознакомились «Ведомости», документ подтвердили два участника совещания). ГосНИИ ГА доработал отчет, коэффициенты были снижены, поэтому роста платы не будет, говорит топ-менеджер аэропорта. Есть разные варианты, в течение ноября они должны быть согласованы Минтрансом. Методику утвердит правительство.

«Предложенный вариант – шаг в сторону повышения прозрачности и усиления конкуренции на рынке в отличие от действующего подхода, который опирается в основном на субъективное мнение оценщика», – говорит представитель «Домодедово». Но есть вопросы. Например, пункт об одностороннем увеличении арендной платы исходя из потребностей арендодателя. «Он противоречит смыслу новой методики и, по сути, ставит арендную плату в зависимость от потребностей балансодержателей, для которых это единственная статья дохода», – отмечает он. Представители «Шереметьево» и «Внуково» не ответили на запросы.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more