Авиасообщение с Таджикистаном может быть остановлено

Если он не разрешит «Ямалу» полеты из «Жуковского» в Душанбе и Худжанд
«Ямал» планировал начать полеты из Жуковского 20 декабря/ А. Махонин/ Ведомости

«С 00 часов 22 декабря российская сторона оставляет за собой право остановить воздушное сообщение между двумя странами, если таджикская сторона не будет следовать взятым на себя обязательствам.

Отказ таджикских авиавластей разрешить полет российской авиакомпании «Ямал» по маршруту Худжанд - «Жуковский» и Душанбе - «Жуковский» со ссылкой на отсутствие паритета неправомочны. Ни единого упоминания о «паритете» в соглашении о воздушном сообщении (далее СВС) между Россией и Таджикистаном и в последующих договоренностях между странами нет. Этот термин не является юридическим и используется таджикской стороной для обозначения своей позиции в отношении развития воздушного сообщения между двумя странами. Он укладывается в формулу «сколько летаем мы, столько и вы будете летать», невзирая ни на какие имеющиеся договоренности», - сообщил представитель российского Минтранса.

«Ямал» планировал начать полеты из «Жуковского» 20 декабря: в этот день его борт должен был улететь в Душанбе, 21 декабря был намечен рейс в Худжанд. Из-за того, что управление гражданской авиации минтранса Таджикистана не согласовало компании формы «Р», она не смогла выполнить полеты. Пассажиры обоих рейсов размещены в гостиницах, рейсы не отменены, «Ямал» ожидает разрешения, рассказал менеджер «Жуковского».

Аэропорт открылся 30 мая, в ходе строительства он позиционировался как четвертый аэропорт московского авиаузла, но в итоге Минтранс и правительство определили его как аэропорт города Раменское, а не Москвы. Это позволило авиакомпаниям получать назначения на международные направления, квоты из Москвы на которые исчерпаны. Например, из Москвы в Душанбе летает только «Ютэйр» ( со стороны Таджикистана - Tajik Air), в Худжанд - S7.

В августе межведомственная комиссия Минтранса выдала допуски «Жуковский» - Душанбе и «Жуковский» - Худжанд «Уральским авиалиниям», «Ямалу» и «Вим-авиа». Но в конце октября минтранс Таджикистана отказался согласовать «Уральским авиалиниям» полеты из «Жуковского», заявив, что это просто приведет к увеличению частот на московском направлении. Российский Минтранс заявил, что только российское правительство определяет статус аэропортов и Таджикистан пытается нарушить суверенитет России. Он пригрозил прекратить авиасообщение с Таджикистаном с 8 ноября, если «Уральским авиалиниям» не согласуют полеты - 7 ноября вечером стороны договорились, Таджикистан уступил.

«Ямалу» было отказано письмами от 15 и 16 декабря по другим причинам: нынешний объем перевозок из «Жуковского» («Уральские авиалинии» летают в Душанбе и Худжанд соответственно три и два раза в неделю) соответствует общественным потребностям; к тому же Таджикистан еще не определился со вторым своим перевозчиком на этих линиях (первым назначен Tajik Air, но он пока не летает), поэтому выход «Ямала» нарушит паритет.

Источник в минтрансе Таджикистана, которого цитирует ТАСС, заявляет, что «Ямал» не имел права начинать продажи билетов до того, как официально получил разрешение от таджикской стороны. Коммерческий директор «Ямала» Андрей Дубров пояснил, что после совещания 7 декабря считал все вопросы снятыми. В протоколе встречи таджикских и российских авиавластей от 7 ноября говорится («Ведомости» ознакомились с документом), что таджикская сторона будет принимать назначения российских авиакомпаний из «Жуковского» по нотам МИД России. Это подтвердил представитель Минтранса. «В рамках СВС у нас есть два направления, на которых существуют ограничения: это Москва - Душанбе, по 14 рейсов в неделю для каждой из сторон, а также Москва - Курган-Тюбе по семь рейсов в неделю для каждой из сторон. На этих направлениях можно говорить об условном «паритете», на других направлениях никаких ограничений по количеству назначенных перевозчиков и частоте полетов нет», - добавляет он.

Страны бывших республик СССР максимально ограничивают количество рейсов между своими городами и Россией, так как даже их крупнейшим национальным перевозчикам тяжело конкурировать с российскими авиакомпаниями, объяснял федеральный чиновник. Например, на линии Москва - Астана и Москва - Алмата может летать только по одной авиакомпании от России и Казахстана, и казахские авиавласти отвергают все предложения увеличить количество перевозчиков. Это поддерживает цены на высоком уровне, поэтому казахские направления считаются одними из самых доходных, говорил чиновник.

Минтранс Таджикистана в среду сообщил, что вопрос полетов «Ямала» обсуждается между авиавластями двух стран.