Украина остановила транзит российского аммиака

«Тольяттиазот» сообщил об остановке поставок своей продукции по территории Украины
«Тольяттиазот» ранее говорил о возможности построить ветку в обход Украины /PhotoXPress

«У нас была и остается очень большая зависимость от транспортной системы, часть которой проходит по территории Украины. В 2015 г. мы испытывали, мягко говоря, неприятности из-за того, что украинская сторона по своему усмотрению начала манипулировать своим транзитным статусом» – так говорил в августе в интервью «Коммерсанту» гендиректор «Тольяттиазота» Вячеслав Суслов.

В пятницу «Укрхимтрансаммиак» решил остановить транзит продукции «Тольяттиазота» по территории Украины, сообщила российская компания. Экспорт приносит «Тольяттиазоту» 70% выручки, за 2015 г. она составила 63,3 млрд руб., чистая прибыль – 21,7 млрд руб. В 2015 г. квота на транзит через Украину была 1,8 млн т аммиака, всего на экспорт компания отправила 1,95 млн т продукции (объемы сверх квоты были отгружены по железной дороге в порту Эстонии), общее производство аммиака на предприятии за 2015 г. – 2,8 млн т. Размер квоты на 2016 г. такой же. Представитель рассказал, что у «Тольяттиазота» возникла необходимость в прокачке аммиака сверх квоты в связи с ростом спроса. «Тольяттиазот» был готов отгрузить больше продукции, но украинские коллеги не стали обсуждать условия, а просто отказали в транзите, сказал он. Транзит возобновится с 2017 г. «Интерфакс» передавал слова и. о. директора «Укрхимтрансаммиака» Александра Усенко, что аммиакопровод был остановлен в связи с досрочным выполнением годового плана транспортировки «Тольяттиазотом» и отсутствием транспортировки со стороны «Минудобрений».

Удар по финансам

Чистая прибыль «Тольяттиазота» в первые девять месяцев 2016 г. упала в 10 раз по сравнению с прошлым годом до 1,7 млрд руб. Выручка сократилась на 20,4% до 36,7 млрд руб. Причина – низкие цены на продукцию компании и подорожание транзита через Украину, объяснял «Тольяттиазот».

Через Украину продукция «Тольяттиазота» идет по аммиакопроводу Тольятти – Одесса, он был построен еще в 1981 г. специально для транспортировки на экспорт продукции Тольяттинского азотного завода. Сейчас его украинская часть эксплуатируется государственным «Укрхимтрансаммиаком», российская принадлежит «Трансаммиаку» «Тольяттиазота». Мощность ветки – 2,3 млн т аммиака. Кроме «Тольяттиазота» аммиак по ней транспортируют в Одессу россошанские «Минудобрения».

«Укрхимтрансаммиак» и «Тольяттиазот» много лет спорят из-за транзита продукции российского предприятия по территории Украины. Вопрос касается цен за транспортировку. В ноябре «Тольяттиазот» в Высшем административном суде Украины сумел добиться отмены действовавшей больше года надбавки в $8 за транзит 1 т аммиака. В годовом отчете за 2015 г. «Тольяттиазот» назвал квотирование транзита аммиака по территории Украины одним из основных рисков для компании.

Ситуация для «Тольяттиазота» очень серьезная и может существенно повлиять на операционную деятельность компании, считает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Раньше такие вопросы с Украиной решались в рабочем порядке и до радикальных мер не доходило, отмечает она. С начала 2017 г. «Тольяттиазот» получит возможность возобновить транзит, считает эксперт.

«Тольяттиазот» ранее говорил о возможности построить ветку в обход Украины. Ее планировалось провести от Воронежа до терминала в порту Тамань. Строительство этого терминала началось еще в 1999 г., но в 2005 г. проект был заморожен. 2017 год станет для него ключевым, говорил «Коммерсанту» Суслов. Тогда же он уточнил, что приоритетным вариантом является доставка груза до порта Тамани по железной дороге.