Статья опубликована в № 4233 от 27.12.2016 под заголовком: Украина не пустила аммиак

Украина остановила транзит российского аммиака

«Тольяттиазот» сообщил об остановке поставок своей продукции по территории Украины

«У нас была и остается очень большая зависимость от транспортной системы, часть которой проходит по территории Украины. В 2015 г. мы испытывали, мягко говоря, неприятности из-за того, что украинская сторона по своему усмотрению начала манипулировать своим транзитным статусом» – так говорил в августе в интервью «Коммерсанту» гендиректор «Тольяттиазота» Вячеслав Суслов.

В пятницу «Укрхимтрансаммиак» решил остановить транзит продукции «Тольяттиазота» по территории Украины, сообщила российская компания. Экспорт приносит «Тольяттиазоту» 70% выручки, за 2015 г. она составила 63,3 млрд руб., чистая прибыль – 21,7 млрд руб. В 2015 г. квота на транзит через Украину была 1,8 млн т аммиака, всего на экспорт компания отправила 1,95 млн т продукции (объемы сверх квоты были отгружены по железной дороге в порту Эстонии), общее производство аммиака на предприятии за 2015 г. – 2,8 млн т. Размер квоты на 2016 г. такой же. Представитель рассказал, что у «Тольяттиазота» возникла необходимость в прокачке аммиака сверх квоты в связи с ростом спроса. «Тольяттиазот» был готов отгрузить больше продукции, но украинские коллеги не стали обсуждать условия, а просто отказали в транзите, сказал он. Транзит возобновится с 2017 г. «Интерфакс» передавал слова и. о. директора «Укрхимтрансаммиака» Александра Усенко, что аммиакопровод был остановлен в связи с досрочным выполнением годового плана транспортировки «Тольяттиазотом» и отсутствием транспортировки со стороны «Минудобрений».

Удар по финансам

Чистая прибыль «Тольяттиазота» в первые девять месяцев 2016 г. упала в 10 раз по сравнению с прошлым годом до 1,7 млрд руб. Выручка сократилась на 20,4% до 36,7 млрд руб. Причина – низкие цены на продукцию компании и подорожание транзита через Украину, объяснял «Тольяттиазот».

Через Украину продукция «Тольяттиазота» идет по аммиакопроводу Тольятти – Одесса, он был построен еще в 1981 г. специально для транспортировки на экспорт продукции Тольяттинского азотного завода. Сейчас его украинская часть эксплуатируется государственным «Укрхимтрансаммиаком», российская принадлежит «Трансаммиаку» «Тольяттиазота». Мощность ветки – 2,3 млн т аммиака. Кроме «Тольяттиазота» аммиак по ней транспортируют в Одессу россошанские «Минудобрения».

«Укрхимтрансаммиак» и «Тольяттиазот» много лет спорят из-за транзита продукции российского предприятия по территории Украины. Вопрос касается цен за транспортировку. В ноябре «Тольяттиазот» в Высшем административном суде Украины сумел добиться отмены действовавшей больше года надбавки в $8 за транзит 1 т аммиака. В годовом отчете за 2015 г. «Тольяттиазот» назвал квотирование транзита аммиака по территории Украины одним из основных рисков для компании.

Ситуация для «Тольяттиазота» очень серьезная и может существенно повлиять на операционную деятельность компании, считает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Раньше такие вопросы с Украиной решались в рабочем порядке и до радикальных мер не доходило, отмечает она. С начала 2017 г. «Тольяттиазот» получит возможность возобновить транзит, считает эксперт.

«Тольяттиазот» ранее говорил о возможности построить ветку в обход Украины. Ее планировалось провести от Воронежа до терминала в порту Тамань. Строительство этого терминала началось еще в 1999 г., но в 2005 г. проект был заморожен. 2017 год станет для него ключевым, говорил «Коммерсанту» Суслов. Тогда же он уточнил, что приоритетным вариантом является доставка груза до порта Тамани по железной дороге.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать