Статья опубликована в № 4240 от 13.01.2017 под заголовком: РЖД недогрузит прибыль

РЖД втрое сократила прогноз чистой прибыли на 2017 год

Одобренные правительством тарифные меры лишь частично компенсируют монополии потери 2016 года
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Совет директоров РЖД в декабре прошлого года утвердил финансовый план на 2017 г. «Ведомости» ознакомились с цифрами, содержащимися в документе. Их подлинность подтвердили два человека, близких к компании.

В 2017 г. РЖД рассчитывает заработать 3 млрд руб. чистой прибыли по РСБУ. Хотя еще в ноябре президент компании Олег Белозеров говорил, что рассчитывает начиная с 2017 г. получить чистую прибыль в 10 млрд руб. Прогноз на 2016 г. был около 1 млрд руб., следует из пояснительной записки к ноябрьскому проекту финансового плана монополии до 2020 г. В 2015 г. у РЖД было 318 млн руб. чистой прибыли, а в 2014 г. – 44 млрд руб. убытка.

Прогноз в 10 млрд руб. рассчитывался с учетом максимальных тарифных решений, объясняет один из собеседников «Ведомостей». Но на совещании у премьера Дмитрия Медведева было решено снизить повышающие коэффициенты к тарифу с 1,134 до не более чем 1,1, унификация нефтяных грузов была ограничена, перечисляет он. Тариф РЖД на 2017 г. был проиндексирован на 4% вместо 9%, которые предлагала монополия. Дополнительно она получила лишь возможность увеличить тариф еще на 2%, чтобы профинансировать капитальные ремонты путей (это дополнительные 24 млрд руб., следует из протокола к совещанию). Кроме этого на 4% проиндексирован тариф на перевозки контейнеров. Скидки на перевозку угля и железной руды на дальние расстояния снизятся: раньше уголь возился на расстояния свыше 3300 и 3500 км за 32% и 33,3% от тарифа, теперь – за 40%, а железная руда на 5000 км – за 11,5% от тарифа, а будет за 50%. Предельная скидка в границах тарифного коридора снижена до 50%. Без индексации РЖД опасалась получить убыток в 142 млрд руб. Погрузку на 2017 г. РЖД планирует на уровне 2016 г. – около 1,22 млрд т, а грузооборот – 3 трлн тонно-километров. Выручка, по прогнозу РЖД, почти не изменится в сравнении с ноябрьскими оценками результата 2016 г. – 1,62 трлн против 1,6 трлн руб.

Тарифные прибавки

Бурмистров подсчитал, что около 23,5 млрд руб. даст дополнительная индексация тарифа на 2%, около 15,5 млрд руб. – продление действия повышающего коэффициента в границах тарифного коридора, 5 млрд руб. – повышение тарифов на перевозку воинских грузов до уровня коммерческих, 2 млрд руб. – дополнительная индексация на перевозку контейнеров и более 4 млрд руб. – повышение коэффициентов при перевозке угля на расстояние более 3300 км и железной руды – на расстояние более 5000 км.

Одобренные меры дополнительно обеспечат монополии в 2017 г. примерно 50 млрд руб. выручки, подсчитал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров (см. врез). Фактически это лишь частично компенсирует недобор более 53 млрд руб. тарифной выручки в 2016 г., произошедший из-за ухудшения качества грузовой базы и сокращения в ней доли высокодоходных грузов, говорит эксперт: «Эффективная доходная ставка выросла примерно на 3% вместо 7,5%». Таким образом, едва ли принятые тарифные решения помогут РЖД выйти на заявленные показатели, считает Бурмистров: «РЖД продолжит терять доходы от сокращения перевозки нефтеналивных и строительных грузов и в лучшем случае по итогам 2017 г. закончит год без убытка». В масштабах РЖД разница между 3 млрд руб. чистой прибыли и 10 млрд руб. несущественна, говорит аналитик «Атона» Михаил Ганелин: рентабельность монополии по этому показателю – менее 1%. При таком низком показателе цифры условны и их изменение может зависеть от случайных факторов, но РЖД важно показать, что она прибыльна и что финансовый результат лучше, чем в предыдущем году, говорит Ганелин.

При этом расходы РЖД будут даже выше прошлогодних, несмотря на то что компания, по словам ее представителя, оптимизировала их более чем на 51 млрд руб. Расходы в этом году превысят 1,5 трлн руб., из них 1,35 трлн руб. – расходы на перевозки. В 2016 г. расходы РЖД могли достичь 1,45 трлн руб. (согласно ноябрьским прогнозам самой компании), а за девять месяцев 2016 г. по РСБУ они были 1,1 трлн руб. Хотя еще в 2014 г. президент Владимир Путин поручил госкомпаниям ежегодно снижать издержки на 2–3%, а в прошлом году Росимущество разослало директиву, увеличив порог до 10%.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more