Чистая прибыль РЖД резко выросла по итогам 2016 года

Но в этом году она может сократиться на 19% до 3 млрд рублей
Чистая прибыль РЖД за прошлый год резко выросла до 3,7 млрд руб. благодаря оптимизации расходов/ М. Стулов/ Ведомости

По итогам 2016 г. РЖД получит чистую прибыль в 3,7 млрд руб. по РСБУ против 0,3 млрд руб. в 2015 г. Об этом рассказал президент монополии Олег Белозеров. Ранее компания говорила, что планирует получить 0,9 млрд руб. прибыли по итогам 2016 г.

Выручку компания называть не стала до публикования официальной отчетности, но по итогам девяти месяцев 2016 г. она составила 1,2 трлн руб. По собственному плану РЖД рассчитывала заработать в 2016 г. 1,3 трлн руб. только от перевозочной деятельности.

В 2015 г. доходы компании от основной деятельности составили 1,51 трлн руб., а расходы – 1,42 трлн руб. «В 2016 г. расходы РЖД увеличились только на 0,2%», – сказал Белозеров. Это удалось благодаря экономии более чем 60 млрд руб., продолжает он. Компания сэкономила на электроэнергии, топливе, конкурсных проектах и зарплатном фонде, объясняла ранее РЖД. В то же время РЖД недополучила около 90 млрд руб. из-за перераспределения структуры грузов в пользу более дешевых.

РЖД удалось заработать на курсовых разницах, говорит топ-менеджер. Еще 25 млрд руб. монополия получила от государства в качестве внесения в уставный капитал. Это ежегодная процедура. В 2015 г. РЖД получила от государства 121,2 млрд руб., в 2014 г. почти 29 млрд руб., по данным МСФО. «Но эти деньги не учитываются в выручке», – объясняет аналитик Raiffеisenbank Константин Юминов. Они отражаются в отчете о движении денежных средств и на прибыль компании не влияют, подчеркивает он.

Новые тарифы

РЖД в два этапа переведет нефтяные грузы во II тарифный класс, сообщила компания. До 1 февраля переведут грузы I класса, до 1 марта – второго. Рост стоимости для грузоотправителя не должен превысить 6%.

«Прибыль компания получила не за счет роста доходов, а благодаря оптимизации, – объяснил Белозеров, – затраты на 1 км пути год к году снизились».

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров подчеркивает, что для нового менеджмента РЖД важно было показать прибыль выше прошлогодней. Но, по сути, прибыль РЖД находится на уровне погрешности. Она составляет менее 1% от выручки, указывает аналитик «Атона» Михаил Ганелин. При таком низком показателе цифры условны и их изменение может зависеть от случайных факторов, добавляет он.

Этот год согласно своему плану РЖД собирается закончить с прибылью 3 млрд руб. Компания утвердила этот план, уже учитывая ряд мероприятий по оптимизации расходов на 50 млрд руб. Около 9 млрд руб. из них монополия получит благодаря оптимизации фонда труда, следует из финансового плана, с которым ознакомились «Ведомости». Его подтвердили два человека, близких к РЖД. Монополия не исключает, что прибыль компании по итогам текущего года окажется выше предыдущей. Во-первых, по словам Белозерова, он настроен на то, что всегда есть что экономить. Во-вторых, рост доходов компании может обеспечить ряд тарифных решений, которые в прошлом году приняло правительство. В частности, унификация нефтяных грузов, индексация тарифа на 6% с учетом 2% на капитальный ремонт. Кроме этого, на 4% проиндексирован тариф на перевозки контейнеров. Скидки на перевозку угля и железной руды на дальние расстояния снизятся: раньше уголь возился на расстояния свыше 3300 и 3500 км за 32 и 33,3% от тарифа, теперь – за 40%, а железная руда на 5000 км – за 11,5% от тарифа, а будет за 50%. Предельная скидка в границах тарифного коридора снижена до 50%. Одобренные меры дополнительно обеспечат монополии в 2017 г. примерно 50 млрд руб. выручки, подсчитал Бурмистров.