Статья опубликована в № 4256 от 06.02.2017 под заголовком: Риски «Аэрофлота»

Инвесторы «Аэрофлота» рассказали, что помешает росту стоимости компании

Главные риски – необходимость выполнения социальных обязательств и возвращение в Россию иностранных авиакомпаний

На заседании совета директоров «Аэрофлота» 2 февраля заместитель гендиректора компании Шамиль Курмашов представил доклад «О работе с акционерами и инвесторами», в основу которого легло заказанное консалтинговой компании Ipreo исследование («Ведомости» ознакомились с исследованием, его подлинность подтвердили два человека, близких к совету директоров «Аэрофлота»). Ipreo опросила 12 акционеров «Аэрофлота» из числа иностранных инвестфондов и восемь аналитиков о привлекательных и негативных сторонах инвестиционной истории «Аэрофлота».

Наибольшими угрозами для инвестиционной истории четверть опрошенных считают возвращение на российский рынок иностранных авиакомпаний (сократили или прекратили полеты в Россию в 2014–2016 гг.) и влияние государства. Под последним понимается возможное давление на «Аэрофлот» для решения социальных задач, поясняется в докладе.

«По мере того как «Аэрофлот» начинает показывать все большую прибыль и по капитализации обгонять многих международных конкурентов, все чаще приходится слышать призывы губернаторов и депутатов различных уровней регулировать «Аэрофлот», в частности его тарифы. Эта нерыночная риторика все больше беспокоит наших инвесторов», – говорит независимый член совета директоров «Аэрофлота» Алексей Германович.

Другие риски – недостаточная разветвленность глобальной маршрутной сети «Аэрофлота» (15% опрошенных), имидж России за рубежом и риски со стороны Федеральной антимонопольной службы (по 10%).

При этом половина опрошенных назвала транссибирские роялти «Аэрофлота» одним из катализаторов дальнейшего роста капитализации. Роялти (оцениваются примерно в $500 млн ежегодно) «Аэрофлот» получает от иностранных авиакомпаний за пролет над Сибирью (авиационные власти европейских стран регулярно просят Минтранс России отменить их). Другими факторами дальнейшего роста капитализации инвесторы назвали прибыльность и рентабельность компании (65%), его рыночную долю (40%) и высокие дивиденды (35%). В 2016 г. «Аэрофлот» на Московской бирже подорожал на 172,5% до 170 млрд руб. ($2,8 млрд) и превзошел Air France и Turkish Airlines, сообщала пресс-служба компании. На конец торгов в прошлую пятницу «Аэрофлот» стоил 198 млрд руб.

Прибыль «Аэрофлота» по итогам 2016 г. будет на исторических максимумах и ожидается, что государство обяжет его (его контрольный пакет – у Росимущества) направить на дивиденды 50% прибыли, говорит аналитик «Атона» Михаил Ганелин. По итогам 2015 г. у «Аэрофлота» был убыток. В 2016 г. компания увеличила долю рынка и при этом у нее хороший контроль издержек, стоимость ее пассажиро-километра – одна из самых низких в сравнении с иностранными конкурентами, добавляет директор Prosperity Capital Александр Бранис.

Другим риском для перевозчика инвесторы считают наращивание закупок российских судов, отмечают Бранис и Ганелин.

Представитель «Аэрофлота» отказался от комментариев.