«Роснефть» помирилась с «Транснефтью» до суда

Договор на транспортировку нефти наконец заключен, но сумма контракта не определена
«Роснефть», «Башнефть» и «Транснефть» во внесудебном порядке подписали договоры на прокачку нефти/ Е. Разумный/ Ведомости

«Роснефть» подписала с «Транснефтью» договор о транспортировке 180,3 млн т нефти в 2017 г., следует из сообщения «Роснефти». В сообщении отмечено, что размер сделки в денежном выражении не определен, так как «зависит от тарифа на транспортировку, количества транспортируемой нефти и маршрута транспортировки».

Представитель «Роснефти» сказал, что спор компании с «Транснефтью» об условиях транспортировки урегулирован в досудебном порядке. «Достигнута договоренность о снижении нормативов потерь», – отметил он. «Интерфакс» со ссылкой на источник в суде написал, что «Роснефть» отказалась от иска к «Транснефти» по договору о транспортировке нефти на 2017 г. Отозвала ли аналогичный иск «Башнефть», не известно, представитель контролирующей ее «Роснефти», как и представитель Арбитражного суда Москвы, куда были направлены иски, на этот вопрос не ответил.

«Транснефть» подписала договоры на транспортировку нефти и нефтепродуктов на 2017 г. с «Роснефтью» и «Башнефтью» на условиях, аналогичных условиям для всех других грузоотправителей, рассказал представитель «Транснефти». Компания реализует программу технического перевооружения, капитального ремонта и модернизации, чтобы последовательно снижать нормативные потери с текущих 0,14 до 0,11% ко II кварталу 2018 г. и 0,09% к IV кварталу 2020 г. Для «Роснефти» показатели нормативных технологических потерь будут 0,14% к III кварталу 2017 г. и 0,10% к IV кварталу 2020 г., сказал представитель «Транснефти».

По словам собеседника, близкого к одной из сторон, текущий норматив потерь остается тем же, но «Транснефть» обязалась снизить его за счет модернизации трубопроводной системы до 2020 г. Еще до заключения нынешних договоров с «Роснефтью» и «Башнефтью» компания предполагала снижение уровня потерь при прокачке по трубопроводам до 0,09% к IV кварталу 2020 г., говорит представитель «Транснефти». «Никаких новых обязательств мы не брали. Мы еще раз показали расчеты и как будут меняться потери по мере реконструкции системы», – добавил он.

В 2016 г. по системе «Транснефти» было прокачено 483,3 млн т нефти. То есть исходя из норматива 0,14% потери могли составить 676 620 т, или 4,9 млн баррелей. Сейчас «Транснефть» продает потерянные при транспортировке остатки нефти. При продаже по внутренней цене $30 за баррель «Транснефть» могла заработать в 2016 г. до $147 млн, подсчитал управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев. Это 1,3% от прогнозируемой за 2016 г. выручки компании, отметил эксперт (консенсус-прогноз Bloomberg – 751 млрд руб.). Если уровень потерь сократится до 0,09%, то выручка при сохранении всех остальных параметров неизменными снизится незначительно – на 0,46%, сказал Вахрамеев.

Спор между «Транснефтью» и «Роснефтью» возник в ноябре прошлого года, когда первая направила нефтяной компании очередной договор об оказании услуг по транспортировке на 2017 г. «Роснефть» не стала его подписывать, а пошла в суд. Так же поступила ее новая «дочка» – «Башнефть».

«Роснефть» и «Транснефть» с 2014 г. пытаются решить проблему технологических потерь нефти при транспортировке. «Транснефть» при сдаче нефти компаниям в конечных пунктах поставки рассчитывала количество технологических потерь, возникших при прокачке нефти, по методике, утвержденной Минэнерго (до 0,34–0,37%, сказал источник «Ведомостей»). «Роснефть» считает эту методику несовершенной, поскольку потери нефти получаются значительными, а, по мнению нефтяной компании, «потерянная» нефть остается на балансе «Транснефти».