Сеть «Полушка» купила магазины «Лукошко»

Конкуренция между «магазинами у дома» усиливается
Холдинг «Продовольственная биржа» приобрел сеть «Лукошко». Девять магазинов сети начнут работу под брендом «Полушка»/ Е. Егоров/ Ведомости

О том, что сеть «Полушка», которой управляет холдинг «Продовольственная биржа», приобрела сеть магазинов «Лукошко», рассказал сотрудник одного из поставщиков. Представитель «Лукошка» подтвердила, что сделка заключена недавно и «Полушке» проданы все девять магазинов сети. Условия сделки она не раскрыла. По ее словам, все магазины продолжат работу под брендом «Полушка». В холдинге вчера не ответили на запрос «Ведомостей». Заключение сделки подтвердил Николай Габышев, управляющий партнер инвесткомпании Pollyanna Capital Partners (финансовый консультант сделки). По его словам, сделка заключена около двух недель назад, в нее вошел весь операционный бизнес сети и оборудование магазинов.

Сеть «Лукошко» работает в Петербурге с 2004 г. под управлением ООО «Северо-Западная торговая группа» (ООО «СЗТГ»), которое, по данным СПАРК, на 60% принадлежит Игорю Сытько и на 40% – Владимиру Хватову. Выручка СЗТГ за 2015 г. составила 792,8 млн руб., прибыль – 3 млн руб. Магазины «Лукошка» площадью до 500 кв. м располагаются на севере Петербурга, один магазин – в Кронштадте.

Все магазины «Лукошка» ориентированы на малый поток покупателей, как правило, вокруг 2–3 жилых дома, отмечает вице-президент АРИН Екатерина Лапина. По ее словам, арендная ставка подобных помещений сегодня не превышает 800 руб. за 1 кв. м в месяц.

Сеть давно работала в Петербурге и долгое время активно не развивалась, но в последнее время удвоилась, говорит Игорь Янковский, гендиректор сети «Реалъ. Свежие продукты». По его словам, «Лукошко» было выставлено на продажу около полугода по завышенной цене. Вероятно, «Полушке» удалось снизить цену, отмечает Янковский, не называя условий, на которых продавалась сеть.

«Лукошко» позиционировалось в формате «магазины у дома» с акцентом на категорию «фреш» (особенно мясо и мясопродукты), конкуренция в нем усилилась, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В 2017 г. «Пятерочка» планирует открыть в СЗФО до 240 магазинов, а «Магнит» – более 250 магазинов (до 50% из них, вероятнее всего, в Петербурге и Ленобласти), из-за этого возможности для развития у региональных сетей сильно ограничены, рассуждает Бурмистров. У сети «Лукошко» не было собственной логистики, а выручка на 1 кв. м более чем на 30% ниже, чем у «Пятерочки» и «Семьи», компания проигрывала ценовую конкуренцию с лидерами рынка и теряла покупательский трафик, объясняет Бурмистров решение о продаже. По его оценке, выручка сети в 2016 г. снизилась более чем на 5% до 750 млн руб. (без НДС). Стоимость розничного бизнеса сети (права аренды магазинов и торговое оборудование) он оценивает примерно в 70–90 млн руб. с учетом долга.

Открываться на «прикормленном» месте, где уже был продуктовый магазин, выгоднее, говорит Янковский. По его словам, в развитии сейчас заинтересованы все сети, «Реалъ. Свежие продукты» планирует в этом году открыть до 10 новых магазинов.

По состоянию на 1 февраля 2017 г., по оценке «Infoline-аналитики», «Продовольственная биржа» управляет 201 магазином в Петербурге, Москве, Ленинградской, Московской и Вологодской областях, Великом Новгороде (в том числе шесть магазинов «Е-да!», 23 фреш-маркета «Лайм», один «Лайм дисконт» и один супермаркет «Всенародный»). Торговые площади магазинов сети составляют около 76 800 кв. м. Выручка сети «Полушка» в 2016 г., по оценке Бурмистрова, сократилась примерно на 20% до 17 млрд руб. без НДС.