Статья опубликована в № 4273 от 03.03.2017 под заголовком: Газировка теряет сладость

Падение продаж безалкогольных напитков в России замедлилось вдвое

Потребители переходят с газировки на воду

Продажи безалкогольных напитков в России сократились на 1,2% в натуральном выражении с декабря 2015 г. по ноябрь 2016 г., подсчитали аналитики Nielsen. Падение замедлилось год к году почти вдвое, отмечают они. О небольшом снижении продаж за 2016 г. сообщает в февральском отчете и Euromonitor (-0,8%). Продажи в прошлом году и правда снижались, но меньшими темпами, согласен президент Союза производителей безалкогольных напитков Дмитрий Петров. По его данным, падение хоть и замедлилось, но по некоторым видам напитков достигало 7–10%.

Рынок поддержали продажи воды и кваса, а спрос на сладкую газировку и соки продолжил сокращаться, объясняется в отчете Nielsen. Минеральная вода – основная категория на рынке безалкогольных напитков, на нее в последние два года приходится более 40% продаж, по данным Nielsen (см. график). За 2016 г. продажи воды в натуральном выражении выросли на 4,3%, тогда как годом ранее падали. Продажи кваса тоже вернулись к росту (+2%).

В сети супермаркетов «Перекресток» рост продаж воды в зависимости от конкретного товара достигал 70% в прошлом году, кваса – до 50%, сообщил директор по маркетингу сети Дмитрий Медведев. Продажи кваса и воды росли и у ритейлера «Дикси», отмечает представитель этой сети, не называя конкретных цифр.

Потребители считают, что эти два продукта связаны со здоровым образом жизни, поэтому употребляют их больше, поясняет директор по работе с глобальными компаниями «Nielsen Россия» Марина Лапенкова. Цены на квас и воду остаются привлекательными в сравнении с другими напитками, говорит представитель Nielsen: литр минеральной воды в 2016 г. стоил около 23 руб., кваса – 20 руб. К тому же ритейлеры активно продвигают частные марки воды и кваса, добавляет Лапенкова.

Однако потребление некоторых видов напитков даже ускорило падение в прошлом году, отмечают аналитики Nielsen. Так, продажи газированных напитков, в том числе лимонадов и напитков типа колы, просели на 4,3%, хотя в 2015 г. не росли, но и не падали. Похожая ситуация и на рынке соков: сокращение их продаж ускорилось с 6,8 до 8%. Потребители продолжают экономить: реже делают покупки, выбирают упаковку поменьше и товары по промоакциям, объясняет менеджер одного из производителей безалкогольных напитков. Литр сока стоил в прошлом году 61 руб., газировки – 43 руб., по данным Nielsen. Важную роль сыграло и более холодное лето в 2016 г., добавляет другой производитель напитков. Кроме того, соки и газировка – продукт не первой необходимости, потребители легко отказываются от него, поясняет другой участник рынка.

В 2017 г. продажи будут сокращаться медленнее, а продажи соков начнут интенсивно восстанавливаться, полагает один из производителей. Другой надеется на стабилизацию рынка. Быстрее всего будут расти продажи кваса, прогнозирует Euromonitor.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать