Статья опубликована в № 4299 от 11.04.2017 под заголовком: «Россия» переросла «Сибирь»

«Дочка» «Аэрофлота» обогнала «Сибирь»

Две крупнейшие по пассажиропотоку авиакомпании России теперь входят в группу «Аэрофлот»

Крупнейшая «дочка» «Аэрофлота», авиакомпания «Россия» (в марте 2016 г. к ней были присоединены другие «дочки» – «Оренбургские авиалинии» и «Донавиа»), за три месяца 2017 г. перевезла 1,986 млн пассажиров и стала второй по этому показателю в стране после самого «Аэрофлота» (7 млн человек). Входящая в S7 Group авиакомпания «Сибирь» перевезла 1,974 млн человек и стала третьей. Об этом свидетельствуют оперативные данные Транспортной клиринговой палаты (ТКП), с которым ознакомились «Ведомости».

О создании единой региональной «дочки» на базе «России» гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев объявил в октябре 2015 г. Объединенная авиакомпания станет второй по пассажиропотоку в стране и будет перевозить 10 млн пассажиров в год, сказал он.

Второй прогноз пока не сбылся, в 2016 г. «Россия» перевезла 8,8 млн человек и отстала от «Сибири» на 700 000 пассажиров. Но обойти последнюю в I квартале (она выросла всего на 0,4%) удалось благодаря быстрому росту – плюс 27% год к году.

«Авиакомпании «Сибирь» и «Глобус» выполняют рейсы под брендом S7 Airlines по единой маршрутной сети. Поэтому корректнее говорить о динамике показателей всей группы. В 2016 г. мы получили шесть Boeing 737-800 в парк «Глобуса», поэтому рост пассажиропотока заметнее там», – объясняет представитель S7. С учетом «Глобуса» (+76%) S7 перевезла в январе – марте 2,9 млн пассажиров, по данным ТКП.

Перевозки всех российских авиакомпаний в январе – марте выросли на 18,7% до 19,6 млн человек, сообщила пресс-служба Росавиации.

Несмотря на рост рынка, у «Сибири» в этом году пока нет предпосылок для роста: парк не увеличился, а его загрузка и так самая высокая в отрасли, объясняет человек, близкий к S7. В январе – феврале загрузка «Сибири», по данным Росавиации, была 80,1%, это лучший результат среди регулярных авиакомпаний после лоукостера «Победа» (91,7%). В парке «Сибири» 43 узкофюзеляжных Airbus 319/320/321 и два широкофюзеляжных Boeing 767. В этом году авиакомпания планирует получить еще 17 региональных Embraer 170 и шесть лайнеров Airbus 320/321 neo.

У «России» сейчас 44 Airbus 320 и Boeing 737 и 15 Boeing 747 и Boeing 777. К концу года узкофюзеляжный флот вырастет до 48 судов, широкофюзеляжный сократится до 14, планируется перевезти 11 млн пассажиров, говорит представитель «России». «Россия» получила дальнемагистральные суда «Трансаэро» (14 Boeing 747 и Boeing 777 в 2016–2017 гг.), этим объясняется ее быстрый рост, говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. Это возрастные самолеты, они неэффективны, добавляет Рыбак. S7, наоборот, уже давно реализует стратегию органического роста с акцентом на рентабельность деятельности, говорит Рыбак.

«Сибирь» в 2016 г. получила 2,9 млрд руб. чистой прибыли по РСБУ, показатели МСФО группа не раскрывает. «Россия» тоже была прибыльной – 3,8 млрд руб., говорилось в отчете «Аэрофлота» по МСФО. Но «Аэрофлот» поддерживает «Россию» – выкупает по рыночной цене все ее емкости на регулярных рейсах, а потом самостоятельно продает, загрузка «России» на регулярных линиях – около 70%, объясняет человек, близкий к группе. При самостоятельной деятельности «Россия» была бы убыточна, говорит другой человек, близкий к группе «Аэрофлот».