Малоизвестная компания World Best Trade требует с «Нордавиа» погасить долг на 12 млрд рублей

Авиаперевозчик связал эти действия с рейдерским захватом
«Нордавиа» предъявили счет/ Алексей Смышляев/ Интерпресс/ТАСС

Покупая авиакомпанию без прав требования, инвестор изначально шел на риск, говорит партнер King & Spalding Илья Рачков. Логично было бы вместе с авиакомпанией купить и ее долги, как в свое время сделал сам «Норильский никель», добавляет независимый эксперт Андрей Рожков. «Норильский никель» купил «Нордавиа» в 2011 г. у «Аэрофлота» за $235 млн, из этой суммы за саму авиакомпанию было заплачено только $7 млн, остальное – ее долг.

Весной 2016 г. «Норильский никель» продал авиакомпанию «Нордавиа» как непрофильный актив компании «Скай инвест» Сергея Кузнецова. Сумма сделки не раскрывалась. Также «Норильский никель» продал права требования к «Нордавиа». Купила их компания World Best Trade (WBT), рассказали три человека, близких к разным сторонам сделки.

В пятницу, 28 апреля, «Нордавиа» распространила заявление о том, что претензии WBT о погашении долга необоснованны, их можно рассматривать как попытку рейдерского захвата со стороны WBT (зарегистрирована на Сейшельских островах) и связанного с ней предпринимателя Дмитрия Чертка. Представитель «Нордавиа» не поясняет детальнее, почему претензии необоснованны. Получить комментарии Кузнецова не удалось, представитель «Норильского никеля» не ответил на запрос «Ведомостей».

Черток (является совладельцем нескольких компаний по техническому обслуживанию самолетов, в том числе «Норд-текник» и «Восток техникал сервис») отрицает обвинения в рейдерстве и не исключает обращения в суд за защитой деловой репутации.

«Весной 2016 г. Сергей Кузнецов обратился ко мне с просьбой помочь найти деньги на покупку «Нордавиа», помочь развить авиакомпанию и реструктурировать долг, – рассказывает Черток. – Через знакомых в авиабизнесе была найдена российская компания (ее он не называет. – «Ведомости»), которая дала заем «Скай инвесту» Кузнецова на покупку «Нордавиа», и WBT, выкупившая долги авиакомпании».

Он утверждает, что не аффилирован с WBT, а только знаком с ее директором. Это инвестиционно-консалтинговая компания, работающая в том числе в транспортной сфере, ее бенефициары – иностранные граждане, добавляет он.

АО «Нордавиа»

Авиаперевозчик
Акционеры – АО «Скай инвест» (100%).
Финансовые показатели (РСБУ, 2016 г.):
Выручка – 6,5 млрд руб.,
Прибыль – 350 млн руб.

«Нордавиа» в январе – марте 2017 г. перевезла 209 000 пассажиров (+63% год к году, 16-е место в России), в парке у нее девять самолетов Boeing 737-500. «Нордавиа» – работающий актив в хорошем состоянии, имеет только небольшие долги по текущей деятельности, рассказывал год назад Сергей Кузнецов.

Адвокат Екатерина Духина, представляющая интересы WBT, говорит, что в апреле прошлого года был заключен договор о замене кредитора с кипрской Norilsknickel Finance, по нему к WBT перешли права требования к «Нордавиа» на $182 млн и 1,2 млрд руб., договор подписала и сама авиакомпания.

Сроки погашения по двум рублевым займам на сумму 1,2 млрд руб. наступили 31 марта и 14 апреля, продолжает она. «Нордавиа» направлены досудебные претензии. Так как нарушены ковенанты по рублевым займам, то могут быть предъявлены к досрочному погашению и долларовые займы, добавляет Черток.

«Возможно, у нового инвестора не было на это денег, но это очень крупный долг для небольшой авиакомпании, особенно с учетом того, что рентабельность авиаперевозок по чистой прибыли в России составляет в лучшем случае 2–4%», – добавляет Рожков.