«Ютэйр» заработала рекордную чистую прибыль

Несмотря на просрочку по лизинговым платежам в 2016 году, авиакомпания смогла не допустить требований о досрочном погашении
Показатели компании не испортила даже продажа украинских активов/ Евгений Разумный/ Ведомости

Чистая прибыль «Ютэйр» в 2016 г. по МСФО составила 5,45 млрд руб. против убытка 2,8 млрд руб. годом ранее. Это рекордный результат компании с 2008 г., следует из ее данных. Выручка компании за этот период выросла на 7,3% до 75,4 млрд руб. В 2014 г. у авиакомпании был солидный убыток – 62 млрд руб.

Показатели компании не испортила даже продажа украинских активов. В 2016 г. авиакомпания «Азур эйр Украина», Украинская хэндлинговая компания, «Ютстар» и «Форумавиа» были проданы третьей стороне. Это принесло «Ютэйр» убыток 1,5 млрд руб. и снизило чистую прибыль на 204,5 млн руб. Сообщалось, что «Ютэйр-Украина» (теперь «Азур эйр Украина») будет продана туроператору Anex Tour.

На чистую прибыль всегда сильно влияют разовые показатели, говорит аналитик «Атона» Михаил Ганелин: например, в 2016 г. 3,2 млрд руб. принесло «Ютэйр» укрепление курса рубля, еще 1,2 млрд руб. – обесценение долга. А прибыль от операционной деятельности выросла на 15% до 6 млрд руб.

«Ютэйр»

Авиакомпания
Основные владельцы – НПФ «Сургутнефтегаз» (51,112%), Ханты-Мансийский автономный округ (38,83%), Тюменская область (8,44%).
Капитализация – 31,8 млрд руб.
Выручка – 75,4 млрд руб. (МСФО, 2016 г.).
Чистая прибыль – 5,45 млрд руб.
Пассажиропоток – 5,6 млн человек.

Еще в 2014–2015 гг. «Ютэйр» была на грани банкротства. Она активно сокращала маршрутную сеть, парк судов и персонал – в 2015 г. ее пассажиропоток снизился на 35,3% до 5,5 млн человек. Это позволило «Ютэйр» получить два кредита на реструктуризацию долгов на общую сумму 43 млрд руб.

На конец года обязательства компании превысили ее активы на 6 млрд руб. В 2017 г. «Ютэйр» планирует финансировать дефицит чистого оборотного капитала, завершив реструктуризацию лизингового портфеля. А также за счет положительного денежного потока. В отчете раскрыто, что в 2016 г. «Ютэйр» допустила просрочку по лизинговым платежам на сумму более 1 млрд руб., не заключила договор ипотеки и не зарегистрировала ипотеку воздушных судов. Но в декабре авиакомпания получила достаточное количество отказов от требования досрочного погашения долга, чтобы остальные кредиторы не воспользовались своим правом. В 2017 г. все нарушения были устранены, отмечает «Ютэйр».

2016 год был удачным для авиакомпаний – после банкротства «Трансаэро» загрузка рейсов у остальных игроков повысилась, продолжает Ганелин, текущий год тоже должен быть успешным. Рост перевозок у «Ютэйр» сопоставим с ростом других авиакомпаний, говорит эксперт, но маршрутная карта «Ютэйр» слишком завязана на регионы, загрузка ее рейсов ниже, чем у конкурентов. На прошлой неделе гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов говорил, что компания в 2017 г. планирует увеличить перевозки пассажиров на 15–20% (цитата по «Интерфаксу»).