«Шереметьево» и «Домодедово» подняли цены на свои услуги

Сборы с авиакомпаний подорожали на 7–15%. Это может обернуться ростом цен на авиабилеты
Аэропорты уведомили ФАС о предстоящем повышении/ Андрей Гордеев/ Ведомости

Сборы «Шереметьево» (33,5 млн пассажиров в 2016 г.) выросли на 7,1–7,5%: за взлет/посадку – до 214 руб. за тонну взлетной массы, за авиационную безопасность – до 156 руб. за тонну, за предоставление аэровокзального комплекса (АВК) – до 102–403 руб. за пассажира в зависимости от терминала и рейса (внутренние/международные), за обслуживание пассажиров – до 90–182 руб. за человека в зависимости от терминала. Это плановое повышение, авиакомпании были заранее проинформированы, говорит представитель «Шереметьево». Представитель «Аэрофлота» это подтвердил.

«Шереметьево» и «Домодедово» с 1 апреля подняли для авиакомпаний аэропортовые сборы, которые зимой прошлого года перестала регулировать в Москве ФАС. Информация о тарифах содержится на их сайтах.

Тарифы «Домодедово» выросли заметнее: за взлет/посадку – на 13% до 260 руб. за тонну, за авиационную безопасность – на 6,8% до 203 руб. за тонну, за предоставление АВК на внутренних линиях – на 15,4% до 75 руб. за пассажира, на международных – на 10,5% до 105 руб., за обслуживание пассажиров – на 10% до 198–220 руб. за человека. Представитель базового перевозчика «Домодедово» – группы S7 – на вопросы не ответил.

Во «Внуково» данные тарифы в этом году не выросли, говорит представитель аэропорта. В 2016 г. сразу после либерализации тарифов «Шереметьево» и «Домодедово» повысили тарифы, «Внуково» повысило расценки осенью.

«Это ежегодное плановое мероприятие, с авиакомпаниями заблаговременно была проведена разъяснительная работа. В целом корректировка тарифов [в 2016 и 2017 гг.] ниже уровня накопленной инфляции с 2010 г.», – говорит представитель «Домодедово». Он объясняет повышение тарифов масштабной инвестпрограммой аэропорта: к чемпионату мира по футболу 2018 г. строится новый сегмент – терминал Т2; пропускная способность зон досмотра в 2016 г. выросла на треть; созданы выделенные каналы для досмотра с использованием высокотехнологичного оборудования и проч. В течение 10 лет инвестпрограмма «Домодедово» превысит 70 млрд руб.

«Аэропорты уведомили ФАС о предстоящем повышении, также сообщили, что их базовые перевозчики «Аэрофлот» и S7 не возражали», – говорит представитель ФАС. Тарифы перестали регулироваться, но московские аэропорты обязаны сообщать об их росте и причинах. Рост выше инфляции за 2016 г. аэропорты объяснили тем, что повышение происходит с апреля, тариф будет действовать только девять месяцев и совокупная нагрузка на авиакомпании вырастет ближе к уровню инфляции, добавил собеседник в ФАС. Инфляция в 2016 г. составила 5,4%. Прогноз на 2017 г. – 5,2%.

Уровень накопленной инфляции с 2010 г. составил 73%, а обслуживание среднего рейса в «Домодедово» подорожало на 44%, говорит человек, знакомый с коммерческими условиями аэропорта.

«Рынок в этом году растет (трафик российских авиакомпаний вырос в январе – апреле на 24,1%. – «Ведомости»), доходы аэропортов растут пропорционально, а расходы не увеличиваются, поэтому даже рост на уровень инфляции был бы некорректен. Это рост существенный, мы не можем проиндексировать тарифы, так как рынок очень высококонкурентен», – говорит исполнительный директор авиакомпании «Руслайн» (базируется в «Домодедово») Дмитрий Ештокин. «Рост сборов – это негативно, фактически без объяснения причин. На стоимости билетов этот рост вряд ли отразится, ухудшится эффективность», – говорит топ-менеджер одного из крупнейших перевозчиков «Шереметьево». «В зависимости от авиакомпании и средней загрузки это может увеличить стоимость билета на 50–150 руб.», – оценивает младший партнер Bain & Company Андрей Панов.