Введение ЕГАИС может стоить табачной отрасли 47 млрд рублей

Эти деньги не сделают отрасль более прозрачной, считают игроки рынка
Вместо ЕГАИС «Табакпром» предлагает маркировать табачные изделия/ Е. Егоров/ Ведомости

Ассоциация производителей табачной продукции «Табакпром» в письме президенту Владимиру Путину выразила сомнение, что стоит распространять Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) на производство и розничные продажи табачной продукции, и предложила вместо этого маркировать табачные пачки.

Сотрудник управления президента России по работе с обращениями граждан и организаций подтвердил получение письма и указал, что оно передано на рассмотрение в правительство. Автор письма – гендиректор «Табакпрома» Андрей Межонов не ответил на запрос; о письме знают два сотрудника табачных компаний в России.

В «Табакпром» входят компании «БАТ Россия», JTI, Imperial Tobacco, «Донской табак», Погарская сигаретно-сигарная фабрика и др.

Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича переадресовала вопросы вице-премьеру Александру Хлопонину, но предупредила, что различные варианты создания системы контроля за оборотом табака продолжают обсуждаться. Представитель Хлопонина отказался от комментариев. В конце октября 2016 г. Хлопонин поручил проработать вопрос о системе контроля за производством и оборотом табачной продукции, в том числе о целесообразности распространения действия ЕГАИС.

Негармонично и нелегально

Две трети нелегальных сигарет произведено в странах ЕАЭС: пачки либо имеют акцизные марки стран ЕАЭС, либо вообще без марок, знает представитель Imperial Tobacco. «Табакпром» выступает за гармонизацию акцизов в странах ЕАЭС, а также ужесточение санкций за торговлю без российских акцизных марок. Гармонизация устранит разницу в ценах, считает Гуськова: пачка сигарет, которая в России стоит 90 руб., в Белоруссии стоит 30 руб., а в Киргизии – 37 руб.

На создание и внедрение ЕГАИС в табачной отрасли потребуется около 24 млрд руб., пишет «Табакпром» Путину. А затраты на специальные марки для сигаретных пачек, по оценке отрасли, вырастут в 10 раз – с 2,6 млрд до 25,5 млрд руб.

Вместо ЕГАИС «Табакпром» предлагает маркировать табачные изделия: систему проще интегрировать, чтобы прослеживать их движение в странах ЕАЭС. Маркировка уже используется во многих странах и показала свою эффективность не только как средство следить за движением табачной продукции, но и как средство подтверждения уплаты акциза и подлинности продукции, указывает вице-президент JTI в России Сергей Киселев.

Марка для сигаретной пачки стоит около 20 коп., а совместимая с ЕГАИС марка – 1,85 руб., указывает директор по внешнекорпоративным связям «БАТ Россия» Яна Гуськова: при продаже примерно 12,5 млрд пачек в год затраты будут не менее 20 млрд руб. Создание ЕГАИС для алкогольной продукции в 2005 г. обошлось государству в 5–7 млрд руб., отмечается в письме.

Средняя скорость производства алкогольного завода – 6000–8000 бутылок в час, продолжает Гуськова, а одной линии на табачной фабрике – от 50 000 до 100 000 пачек. На разработку технического решения для ЕГАИС и его внедрение на российских фабриках потребуется не один год, считает она.

Во время внедрения ЕГАИС на алкогольном рынке доля нелегальной продукции была 40%, а собираемость акциза – около 60%, напоминает Киселев, в табачной отрасли собираемость акцизов – 99%. По данным «Табакпрома», доля нелегальной продукции в 2016 г. – 2,2%.