X5 вместе с Александром Винокуровым и инвесторами «Шоколадницы» хотят торговать на вокзалах и автостанциях

За пять лет они могут открыть до 1000 центров обслуживания пассажиров
X5 уверена: поток пассажиров на вокзалах можно конвертировать в рубли / Максим Стулов/ Ведомости

Крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group договорился с фондом прямых инвестиций Acmero Capital и с инвесткомпанией Marathon Group развивать «универсальные комплексы по предоставлению современных розничных услуг в районах транспортных пассажирских узлов» – центры обслуживания пассажиров, сообщила X5 и подтвердили представители ее партнеров. Для проекта будет создана отдельная совместная компания, уточнили представители X5 и Marathon Group. Распределение ролей в управлении стороны не раскрыли.

X5 управляет дискаунтерами «Пятерочка», супермаркетами «Перекресток» и гипермаркетами «Карусель». Marathon Group, созданная выходцами из инвесткомпании А1 Александром Винокуровым и Сергеем Захаровым, развивает аптечные сети «А-мега» и «Да здоров». В 2016 г. структура Marathon Group, управляющая аптеками «Мега фарм», заключила соглашение о сотрудничестве с Х5 и получила приоритетное право на размещение до конца 2020 г. более 3300 аптек в прикассовой зоне всех трех сетей под управлением ритейлера, а он, в свою очередь, – опцион на миноритарную долю в аптечной сети.

Acmero основан предпринимателем Симаном Поваренкиным; среди инвестиций фонда – группа компаний «Шоколадница».

Участники соглашения хотят открывать в России центры обслуживания пассажиров около автостанций, аэропортов, железнодорожных вокзалов. До конца 2021 г. могут заработать 600–1000 центров, которые предоставят ряд современных услуг под одной крышей, сообщила X5. Универсальный комплекс объединит продовольственный магазин, аптеку и фудкорт, а другие сервисы (билетная касса, постамат, банкомат и терминал по перечислению платежей и др.) могут варьироваться в зависимости от места расположения объекта, уточнила директор по коммуникациям Marathon Group Наталия Акафьева.

Есть опыт

В конце 2015 г. X5 объявляла о планах создать торговую сеть «ЖТК-Пятерочка» вместе с ОАО «Железнодорожная торговая компания» (ЖТК, на 100% принадлежит РЖД). Целью компания обозначила к концу 2019 г. открыть 300 универсамов по всей стране. Пока темпы роста отстают от заявленных ранее, уточнил представитель Х5.

На транспортных узлах большой пассажиропоток и X5 «видит возможности конвертации трафика пассажиров в розничную выручку», заявил главный исполнительный директор ритейлера Игорь Шехтерман. Проект, по его мнению, особенно актуален для небольших городов, «где авто- и железнодорожные вокзалы часто являются центром притяжения жителей, но не имеют развитой современной розничной инфраструктуры». «Шоколадница» и ранее присматривалась к возможностям развития на транспортных узлах, напоминает директор по инвестициям российского представительства Acmero Capital Владимир Лыков. «Если же мы как арендаторы предложим комплексный проект «три в одном», тогда переговоры с крупными операторами транспортной инфраструктуры станут легче», – рассуждает он.

По предварительным расчетам X5, только в Московском регионе, Петербурге и Ленинградской области можно открыть до 200 объектов. Конкретные локации будут зависеть от переговоров с партнерами – РЖД, Росавтодором, аэропортами, добавил представитель ритейлера. Пока переговоры на начальных стадиях или планируются, сообщил Лыков.

Наиболее привлекательные транспортные объекты для ритейла – железнодорожные вокзалы, именно поэтому вблизи крупных узловых станций уже работают магазины федеральных сетей, замечает партнер Deloitte Егор Метелкин. Кроме того, аудитории РЖД и магазинов «Пятерочка» близки друг к другу, подчеркивает эксперт. Сетевой ритейл развит в крупных аэропортах и на железнодорожных вокзалах – там огромный поток посетителей, подтверждает Владислав Николаев, региональный директор департамента стратегического консалтинга Colliers International. В то же время в небольших аэропортах и на вокзалах, автостанциях трафик относительно маленький, поэтому там может работать только ограниченный круг арендаторов – продавцов товаров повседневного спроса, заведений общепита, аптек, рассуждает Николаев: «Товарооборот и доходность даже для операторов повседневного спроса может быть достаточно низкой».

РЖД заинтересована в расширении качества обслуживания пассажиров и эффективном использовании собственного имущества, отметил представитель монополии. «Компания постоянно ведет переговоры с частными инвесторами и открыта к сотрудничеству», – заверил он.