Доля крупных торговых сетей в Петербурге продолжает снижаться

Их теснят небольшие сети и специализированная розница
Большая тройка торговых сетей занимает уже меньше 50% петербургского продовольственного рынка/ Евгений Егоров/ Ведомости

По оценке Федеральной антимонопольной службы, доля крупной сетевой розницы в Петербурге по итогам 2016 г. сократилась с 91 до 88%. Доля трех самых крупных сетей (X5 Retail Group, «О’кей», «Лента») на петербургском рынке составила 47,45%, подсчитали аналитики петербургского УФАС. В 2015 г. их совокупная доля составляла 49,9%. Пятерка самых крупных ритейлеров (большая тройка плюс ТД «Интерторг» и «Дикси») занимает 65,3% рынка (в 2015 г. – 68,6%). УФАС подсчитало доли ритейлеров в объеме всех реализованных продовольственных товаров за финансовый год. В целом доля сетей в розничной торговле упала с 90,75 до 87,82%.

По данным УФАС, доля X5 Retail Group выросла на 0,76 п. п. до 22,32%, доля «О’кей» упала на 3,06 п. п. до 12,69%, доля «Ленты» (с учетом приобретенной в декабре 2016 г. финской сети «К-руока») выросла на 1,4 п. п. до 13,84%. Доля «Интерторга» составила 10,34%, доля «Дикси» – 7,51%. «Магнит» увеличил долю с 3,28 до 3,99%.

Представители X5 Retail Group, «Ленты» и «Дикси» согласились с оценкой ФАС. У X5 Retail Group в Петербурге более 380 универсамов «Пятерочка», 50 супермаркетов «Перекресток» и 14 гипермаркетов «Карусель», сообщает пресс-служба X5. Планы по развитию сеть не раскрывает. У «Ленты» в Петербурге и Ленобласти сейчас 49 магазинов (34 гипермаркета и 15 супермаркетов). Планы по развитию в Петербурге компания не раскрывает, но в целом по России намерена в 2017 г. открыть около 30 новых гипермаркетов и около 50 новых супермаркетов, сообщает пресс-служба «Ленты». У «Дикси» в Петербурге на конец марта было 298 магазинов, говорит руководитель пресс-службы ГК «Дикси» Владимир Русанов. Планы по развитию на 2017 г. он не раскрывает. В сети «О’кей» и ТД «Интерторг» (сети «Народная 7Я семья», «Идея» и Spar) не ответили на запрос «Ведомостей».

«О’кей» в последние два года сталкивалась с проблемами в операционной деятельности, что негативно сказалось на трафике и продажах, «Магнит» и Х5 очень активно развивались на рынке Петербурга («Магнит» расширил сеть на 18 магазинов до 184, а «Пятерочка» – на 63 до 327), говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Глава петербургского УФАС Вадим Владимиров объясняет сокращение доли крупных торговых сетей активным развитием мелких и новых игроков.

Оптоклуб «Ряды» Дмитрия Костыгина и Августа Мейера, который вышел на рынок только в сентябре 2015 г., по итогам 2016 г. уже занял с двумя гипермаркетами 0,5% петербургского рынка. Выручка «Рядов» в 2016 г. составила более 2,5 млрд руб., сообщает пресс-служба. В 2017 г. компания готовится открыть два новых оптоклуба – в Ленобласти на Мурманском шоссе и в подмосковных Мытищах.

Торговля притормозила

Оборот розничной торговли в 2016 г., по данным Петростата, по сравнению с 2015 г. вырос всего на 0,1% до 1,2 трлн руб. Продажи продовольственных товаров при этом выросли на 2,4% до 449,8 млрд руб., непродовольственных – упали на 1,2% до 784,5 млрд руб.

Сеть супермаркетов шаговой доступности «Реалъ. Свежие продукты» (около 60 магазинов в Петербурге) в 2016 г. открыла 15 магазинов, но шесть закрыла, говорит гендиректор сети Игорь Янковский. Малым сетям вовсе не стало проще развиваться, магазинам шаговой доступности трудно выдерживать конкуренцию с федеральными сетями, кроме того, федеральные сети предлагают арендодателям более выгодные условия, сетует он. Янковский не согласен с оценкой ФАС – по его мнению, федеральные сети занимают на петербургском рынке более 70%. В 2017 г. «Реалъ. Свежие продукты» откроет около 10 магазинов, если удастся найти помещения, говорит Янковский.

В 2016 г. в Петербурге активно развивались специализированные торговые сети свежих продуктов (мясных, молочных, фруктов и овощей), готовой кулинарии, а также алкогольной продукции, говорит Бурмистров. По его оценке, доля специализированных сетей продовольственных товаров в Петербурге в 2014 г. составляла 5,4%, в 2015 г. – 7,3%, а в 2016 г. приблизилась к 10%. «Семишагофф» расширил сеть на 12 магазинов (до 64), сеть алкомаркетов «Ароматный мир» – на 47 (до 180), сеть мясных мини-маркетов «Великолукский» – на 29 (до 171), говорится в исследовании «Infoline-аналитики».

В целом покупатели адаптировались к ситуации в экономике, стали менее чувствительными к ценам, порой стараются покупать более дорогие товары, но при этом покупают их в меньшем количестве и реже ходят в магазины, говорит представитель «Ленты». Покупатели придерживаются рациональных трат, большинство по-прежнему воздерживается от спонтанных покупок, сохраняется приверженность к промоакциям, говорит Русанов. Восстановления потребительского спроса в ближайшее время представитель «Ленты» не ждет.

В I квартале 2017 г. продажи продовольственных товаров в Петербурге сократились на 3,9% до 107,7 млрд руб.