Статья опубликована в № 4357 от 06.07.2017 под заголовком: Зашли погреться

Холодное лето увеличило посещаемость торговых центров Петербурга

Но аномальная погода не сделала покупателей щедрее
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Летом Shopping Index компании Watcom показывает рост на 2–3% вопреки традиционному летнему снижению покупательской активности и кризисным тенденциям, говорит президент ГК Watcom Роман Скороходов. Watcom анализирует трафик 40 петербургских качественных торговых комплексов, ее индекс рассчитывается как плотность посетителей в день на 1000 кв. м арендопригодной площади. Shopping Index в 24 и 25-ю недели года (с 12 по 25 июня) показал рост 1 и 6% соответственно, тогда как в прошлом году в это время было снижение на 5,3 и 8,4%. Рост связан с аномально холодным летом, люди стали чаще посещать развлекательные зоны в торговых комплексах, говорит Скороходов. В целом в 2016 г. Shopping Index в Петербурге упал на 6,2%, за прошедшие недели 2017 г. он вырос на 2,3%.

В УК «Адамант» (22 торговых комплекса в Петербурге) заметили увеличение трафика по сравнению с прошлым годом. Алена Мариничева, директор департамента рекламы УК «Адамант», связывает это с улучшением покупательских настроений: люди адаптируются к экономической ситуации, что влечет за собой медленную, но положительную динамику уровня потребления. Отчасти увеличение посещаемости можно связать с аномально холодным началом лета в Петербурге – в условиях дождливой погоды многие проводят свободное время в городе, посещая развлекательные центры в ТРК и магазины, добавляет она.

Рост на промтоварах

По данным Петростата, за пять месяцев 2017 г. петербургский рынок розничной торговли вырос на 1,8% до 519,8 млрд руб.: продовольственная розница сократилась на 4,6%, непродовольственная – выросла на 5,6%

С начала мая виден рост посещаемости по всем 10 торгово-развлекательным комплексам Fortgroup, говорит Дарья Сизых, заместитель коммерческого директора Fortgroup. По сравнению с июнем прошлого года трафик в ТРК вырос в среднем на 5%, по ряду объектов отмечен прирост на 15%, говорит Сизых. В июле, вероятно, прирост замедлится, но в целом тенденция увеличения посещаемости комплексов сохранится до конца года, считает она. В июне на увеличение трафика во многом повлияли погодные условия, считает Сизых. Рост посещаемости заметил и Патрик Сьоберг, исполнительный директор по управлению торговыми центрами SRV в России (торговые центры «Жемчужная плаза» и «Охта-молл»). По его словам, ТРЦ «Жемчужная плаза» показывает уверенный и стабильный прирост в июне к предыдущему месяцу – 15%, к июню 2016 г. – 10%, год назад открывшийся ТРЦ «Охта молл» также показывает положительную динамику посещаемости. Но холодная погода привела к снижению объема продаж летних коллекций фэшн-сегмента, общий прогноз при этом остается положительным, виден прирост из месяца в месяц по динамике посещаемости и товарообороту, говорит Сьоберг. Летние коллекции в этом году действительно продаются плохо, но фэшн-сегмент и в целом пострадал от кризиса, посещаемость магазинов высокая, люди заходят и смотрят, мерят, но не покупают, сетует топ-менеджер одной из сетей магазинов одежды.

В ТРК «Лето» в июне прирост посещаемости по отношению к прошлому году составил примерно 10–15%, это связано с началом сезона скидок и притоком в город туристов в связи с матчами Кубка конфедераций, передал через пресс-службу Александр Пережогин, коммерческий директор Malltech. По данным комитета по развитию туризма, на матчи Кубка конфедераций приехало 300 000 болельщиков, из них, по данным оргкомитета, около 8% – иностранцы. В этом году Malltech приступила к реновации торгового комплекса, и по итогам всех мероприятий ожидает роста общей посещаемости комплекса на 10–15%.

В начале летнего сезона «Евросеть» видит рост трафика в петербургских магазинах, в том числе в ТЦ, в среднем на 5%, кроме того, заметно вырос средний чек – на 20%, говорит Марина Савкина, управляющий северо-западного филиала «Евросети». Прогноз до конца года оптимистичный, особенно если ТЦ будут учитывать потребности посетителей, удерживать пул интересных арендаторов, будут идти навстречу по арендным ставкам, совершенствовать свою концепцию и грамотно организовывать места для досуга людей, считает она. В данный момент большинство салонов мы открываем пока в ТЦ, сейчас концентрация торгового трафика в торговых центрах выше, чем в стрит-ритейле, 70% магазинов Петербурга расположены в ТЦ и только 30% в стрит-ритейле, добавляет Савкина.

Посещаемость действительно растет, если сравнивать предыдущие месяцы и май – июнь 2017 г., но этот прирост – нормальная ситуация, его правильнее считать сезонным, говорит Дмитрий Азаров, генеральный директор и совладелец «Лаш раша» (Lush Russia). Но при этом, по его данным, падение трафика в торговых центрах Петербурга в июне 2017 г. составило 16%, в мае – около 7% по сравнению с прошлым годом. Азаров надеется, что к сентябрю ситуация изменится в лучшую сторону и прогнозирует на IV квартал 2017 г. рост трафика около 5%. Интересной тенденцией стало снижение среднего возраста покупателей: в магазины приходит много детей и подростков, причем самостоятельно, без родителей, и они не только приходят, но и активно делают покупки, замечает Азаров. При этом в целом покупать больше не стали: средний чек по сравнению с прошлым годом почти не изменился, отмечает он. Виталий Свидовский, гендиректор группы компаний «Теремок» в Петербурге, тоже не заметил роста посещаемости питерских ТРК. Скорее происходит перераспределение потоков между торговыми комплексами, считает он. При анализе продаж ресторанов «Теремок» в ТРК также не видно положительных изменений, добавляет Свидовский.

По словам Сьоберга, виден также стремительный рост спроса на индустрию развлечений: рестораны и развлекательные центры для детей и для взрослых, интеллектуальные и массовые развлечения, квесты. Нельзя сказать, что в общем по рынку посетители стали больше покупать: сейчас люди готовы посетить несколько комплексов, чтобы выбрать наиболее оптимальное предложение по цене, также часть покупок уходит в интернет, говорит Сизых. Но виден рост интереса к развлекательной составляющей, поэтому задача управляющих компаний торговых центров – предоставить широкий выбор и комфортное времяпрепровождение в торговом комплексе, включающее не только шопинг и возможность решить бытовые вопросы, но также возможность отдохнуть, провести время с семьей и друзьями, говорит она. Средний чек покупки в ТРЦ «Лето» сейчас составляет примерно 1600 руб., что практически не отличается от показателей прошлого года, говорит Александр Перегожин. Магазины не превратились в шоурумы, которыми посетители торгового центра пользуются исключительно для примерки и визуального знакомства с товарами, но значительную долю от всех покупок стали составлять товары со скидками, отмечает он.

Еще с прошлого сезона заметен рост посещаемости торговых комплексов со стороны иностранных туристов, говорит Сьоберг. «Для европейских, китайских и российских туристов мы разработали специальную программу и туристический буклет, пилотная версия программы в этом году запущена в ТРЦ «Жемчужная плаза», и уже сейчас мы видим увеличение туристического потока», – отмечает он. В 2016 г. число туристов в Петербурге выросло на 6% до 6,9 млн человек, из них 2,9 млн – иностранцы. В 2017 г. комитет по развитию туризма ожидает не менее 7 млн туристов.

По данным Петростата, за пять месяцев 2017 г. объем петербургского рынка розничной торговли вырос на 1,8% до 519,8 млрд руб., при этом продовольственная розница сократилась на 4,6%, непродовольственная – выросла на 5,6%.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more